Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2

Лашон аРа на работе IV. Проблемный бэкграунд

Отложить Отложено

 

Эта статья получилась длинной, поэтому пришлось ее разбить на две части.

В первой – история про программистов и Рабиновичей, во второй –алахический анализ.

 

Саша-программист не мог понять, что с ним происходило.  Уже почти неделю, каждый раз приходя на шахарис, при виде Рабиновича он испытывал странное чувство.  Что-то было не так, что-то от него требовалось, надо было что-то сделать, но что?

«Что-то его гложет, а что – он понять не может», – неожиданно для себя подумал Саша.  – «Ну вот, приехали, уже стихами думать начал. Что же это такое?» 

Зайдя на минху, Саша увидел Влада-программиста, стоящего рядом с Рабиновичем, и тут ему все стало ясно: «Рабинович! Но не этот, а другой, Шмуэль Рабинович, который хочет взять Влада на работу! Он меня спрашивал о нем, хотел о нем узнать, но Влад же… – да, там была эта история, я с ним работал, а потом он ушел внезапно, почему? Там что-то было…» – пронеслось у Саши в голове, но уже нужно было молиться Шмонэ Эсре.

Кое-как домолившись Шмонэ-Эсре (Рабиновичи и Влад-программист все время лезли в мысли), Саша начал вспоминать.

«Да, он давно работал с Владом, а потом Влад ушел, я помню, это было неожиданно.  Я ушел в отпуск на неделю, вернулся, его уже не было.  Я удивился: он считался очень ценным работником, в фирме проработал много лет, и, вроде, никуда не собирался уходить. А тут –  раз – и его как не бывало.  Я потом слышал, что там что-то произошло, а что – не помню.  Какая-то мутная история была».

Что именно произошло, Саша так и не вспомнил, он вообще не очень лез в сплетни и чужую жизнь.  Но здесь возник вопрос, который Саша решил обсудить с новым равом:

– Рав, у меня к Вам вопрос.  Меня тут спрашивали насчет одного бывшего коллеги, хотели его на работу взять, и я дал положительную рекомендацию.

– Хорошо.

– А теперь я вспомнил, что оттуда, где мы вместе работали, его быстро уволили.  Понимаете, он работник очень ценный был, таких просто так не увольняют, там какая-то темная история была.

– Темная – в смысле, он что-то натворил?  Наркотики, харассмент, украл что-нибудь?

– Не знаю, ну, не темная, мутная, непонятно. Так должен ли я теперь позвонить человеку, который у меня о нем спрашивал, и ему это рассказать?

– Гм-м... – новый рав задумался, – смотри, с одной стороны, Хафец Хаим пишет, что если кто-то хочет взять на работу вора, то необходимо его предупредить. С другой стороны, ты не знаешь, что здесь было, так что, вроде, обязанности нет. Знаешь, попробуй узнать у кого-нибудь, что именно он наделал.

 

Саша вспоминает своих старых сослуживцев, с двумя из них он до сих пор регулярно общается, а с еще одним даже вместе работает.  Перед тем, как разговаривать с ними, – по отдельности, естественно, (звали их Ор, Янив и Ноам), – Саша им объясняет, в чем дело и почему он их просит рассказать, что произошло с Владом.  Предупреждение необходимо, чтобы избежать запрета лифней ивер (ставить препятствие перед слепым см. НЕ СТАВЬ ПРЕПЯТСТВИЕ -- ЛИФНЕЙ ИВЕР I — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru)  и далее).  Если не объяснить причину, по которой Саше необходима информация, то даже если она окажется полезной, это все равно будет лашон а-ра, поскольку сообщающий о пользе не знал и принести пользу не намеревался  (см. Зачем я это говорю? Намерение — запрещающий фактор в законах лашон ара. — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru))

 

От Ора, Янива и Ноама Саша узнает, что Влада уволили из-за того, что он слил разработки фирмы конкурентам.  Правда, Ор, Янив и Ноам этому не были свидетелями, но именно так руководство компании объяснило увольнение Влада (см. НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ--ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ — Рав Арье Лейб | Еврейские блоги на Толдот.ру (toldot.ru)).

 

«Серьезное дело», – думает Саша, и новый рав, которому Саша это рассказал, с ним соглашается:

–  Мне кажется, Вы должны сказать работодателю об этом, – говорит новый рав. 

– А вдруг это неправда? – говорит Саша. – Может, он не сливал, а может, уже исправился. 

– Это риск, и работодателю решать – принимать такой риск или нет. 

– Думаю, что на такой риск никто не пойдет.  Тут о стартапе дело идет.  A человеку работа нужна.

– Может быть, есть еще какая-нибудь деталь? – спросил новый рав. –  Ладно, раз уж так, поскольку одними абстракциями не обойтись, о ком конкретно идет речь?  Я этого человека знаю?

– Да, это про нашего Влада-программиста.

– Ага, да, дело выглядит плохо, – новому раву совсем не хотелось лишать Влада работы, с одной стороны, а с другой стороны, он не хотел принимать на себя такую ответственность.  – Я позвоню старому раву, он очень мудрый, может быть, он что-нибудь увидит, что мы упустили.

 

Новый рав звонит старому раву и объясняет ему ситуацию.   Старый рав начинает просчитывать ее, как будто находится в бейт-мидраше.  Это старый рав делал на смеси русского, иврита и идиша, но молодой рав ешива-лашон понимал.

(Изначально я тут написал дословный текст старого рава на смеси русского, иврита и идиша на котором он привык думать о Торе, но поскольку мне сказали, что это будет трудно понять, то оставим все на русском, а оригинал приведем в конце.)

--Значит тут есть закон не стой над кровью друга своего? Oн должен рассказать, но, по отношению к другому есть закон любить ближнего как самого себя. Ну, он сам себе все испортил.  Но что если все вранье? Но Хофец Хаим говорит, в любом случае надо рассказать, нет, здесь это нe полностью достоверно, вопрос остался неразрешенным.  Еще раз, даже если он ничего с тех пор не крал, значит что он сделал тешуву, но это только сомнение.

--Нет, наверняка, наверняка сделал тешуву--неожиданно закричал новый рав.

-- Что?

--Я не помню точно, но мне кажется этот человек слил информацию конкурентам, если он это сделал, до того как он стал соблюдать.

--А сейчас он хазар бетшува (сделал тешуву, начал соблюдать заповеди)?

--Да, он в ешиве пару лет пол-дня учился, вполне серьезно мицвот соблюдает.

--А, ну тогда совсем другое дело--сказал старый рав.  Не волнуйся, ничего никому говорить не надо.

 

Новый рав узнает от Саши, что, действительно, эта история произошла с Владом-программистом до того как он сделал тешуву, и поэтому Саше не нужно ничего говорить.

Перед тем как перейти к обсуждению источников этого решения, ломдуса и т.д., можно из этой истории вынести очень важный урок.

В таких вопросах разница между да и нет, между обязанностью (именно так, не просто разрешением, а обязанностью!) и запретом, может быть очень тонкой, и крыться в, казалось бы, незначительных деталях.  Поэтому из истории, приведенной выше, никаких конкретных выводов делать нельзя, и на практике нужно посоветоваться с опытным раввином, который хорошо знаком с конкретной ситуацией.

 

Кстати нашему блогу--почти 11 лет. Первая статья вышла 3 июня 2010 года.  Всех поздравляю, регулярным читателям, в том числе и себе, советую еще раз прочитать предыдущии статьи.  Повторение--мать учения.

 

Диалог старого и нового рава в оригинале:

– Значит, еш кан дин ло саамод ал дам реахо, мемейла вос (тут есть закон «не стой над кровью друга своего)? Ер из хаев цу зоген (он должен рассказать). Обе, аф енем ойх еш кан дин веахавто лереахо камоха (но по отношению к другому есть закон любить ближнего как самого себя). Ну, иу афсид анафшей (он сам себе все испортил).  Но что если аколь шекер (все вранье)? Но Хофец Хаим зогтмикол моком хаяв леагид аль аганав, нет, здесь это нит эмес гомур (полностью достоверно), царих июн гадол.  Еще раз, даже если он ничего с тех пор не крал, мейнедиг  шеаса тешува, зэ рак сафек (значит, что он сделал тешуву, но это только сомнение).

– Нет, вадай, вадай аса тешува (наверняка, наверняка сделал тешуву)! – Неожиданно закричал новый рав.

– Что?

– Я не помню точно, но мне кажется, этот человек слил информацию конкурентам (если он это сделал), до того, как он стал соблюдать.

– А сейчас он хазар битшува (сделал тешуву, начал соблюдать заповеди)?

– Да, он в ешиве пару лет полдня учился, вполне серьезно мицвот соблюдает.

– А, ну тогда совсем другое дело, – сказал старый рав.  Не волнуйся, ничего никому говорить не надо.

Теги: Лашон ара, Хафец Хаим, алаха, Работа, бизнес