Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Талмуд (Йома 38а) рассказывает следующую историю:
А эти (заклеймены) позором: Дом (род) Автинаса не хотели делиться секретом кторет (смесь благовоний, которую воскуряли в Храме).
Учили мудрецы: дом Автинаса умели делать кторет и не хотели обучать (других этому). (Мудрецы их уволили и) послали за ремесленниками из Александрии Египетской. Те (умели) делать такую же смесь, но не умели (делать так), чтобы эта смесь так же дымилась. У этих (род Автинаса) дым шел вверх, прямо, как пальма, а у этих дым ответвлялся в разные стороны. Когда мудрецы узнали это, они решили: все, что делает Всевышний, – ради Себя (все в мире призвано служить на славу Б-га, в том числе и кторет, который должен подниматься прямо вверх, и очевидно, свыше решили, что эта работа должна быть сделана домом Автинаса), и вернули дом Автинаса обратно. Послали за ними мудрецы, а они не пришли. Тогда мудрецы удвоили их плату, и тогда они вернулись. Спросили их мудрецы: почему вы не хотели обучать этому ремеслу других. Ответили им (дом Автинаса): мы знаем по семейной традиции, что этот Храм будет разрушен, решили мы – вдруг научится этому недостойный человек и пойдет и будет (использовать это ремесло для того чтобы) служить авода зара (идолам)...
Тем не менее, как объясняют комментаторы, мудрецы того поколения не приняли это объяснение дома Автинаса и вписали их, так сказать, в позорную страницу еврейской истории.
Продолжает Талмуд: Учили мудрецы: сказал раби Ишмаэль: один раз я шел по дороге и встретился с одним из их (дома Автинаса) потомков. Сказал я ему: твои предки хотели уменьшить славу Небес и увеличить свой почет. Сейчас же слава Небес как была, так и была, а ваш почет уменьшился.
То есть раби Ишмаэль утверждал что дом Автинаса на самом деле просто хотели защитить свою монополию, которая давала им очень выгодную работу и общественное положение, тем самым уменьшая славу Творца. Как объясняет Маарша, их монополия, как любая монополия, а тем более – двойная плата, которую в конце концов пришлось им платить, обходилась Храму очень дорого, и из-за этого уменьшалось количество средств, которые можно было потратить на другие нужды Храма. Тем самым они хотели увеличить свое положение, однако после разрушение Храма, когда происходил разговор раби Ишмаэля с этим потомком Автинаса, их умение оказалось невостребованным и их почет испарился.
Эта история очень хорошо показывает отношение Мишны к поведению дома Автинаса. Однако далее Талмуд приводит еще две истории.
Сказал раби Акива: рассказал мне раби Ишмаэль бен Луга – один раз вышел я и один из их потомков в поле собирать травы. И увидел я, что он заплакал и рассмеялся. Сказал я ему:
– почему ты заплакал?
– Я вспомнил почет моих предков.
– А почему ты рассмеялся?
– Потому что в будущем Всевышней нам его вернет.
– А почемy ты подумал об этом?
– Потому что я увидел маале ашан (траву, которая поднимала дым прямой колонной) перед собой.
– Покажи мне ее.
– У нас есть клятва, что мы никому ее не показываем.
Сказал Раби Йоханан бен Нури: один раз я встретил одного старика, у которого был свиток с рецептом кторет. Спросил я его:
– Откуда ты?
– Из дома Автинаса, – ответил он.
– А что у тебя в руках?
– Рецепт кторет.
– Покажи мне его.
– Пока дом моего отца существовал (возможно, этот старик был, или считал себя, последним из этого рода), мы никому его (рецепт) не отдавали, а сейчас вот он тебе, и будь осторожен с ним.
И когда я пришел и рассказал об этом раби Акиве (другая версия – раби Иеошуа), он сказал мне: теперь нельзя о них говорить плохоe.
Kто эти “они”, о которых теперь нельзя говорить лашон ара? На первый взгляд, речь идет тут о современниках раби Акивы, которые уже перестали, вопреки словам мудрецов, хранить тайну кторет и наконец-то подчинились их приказу. Однако об их предках говорить можно, поскольку они-то мудрецам не подчинились! Поэтому мишна, которую записал раби Иеуда аНаси, живший через два поколения после раби Акивы, оставила позорную память о том историческом доме Автинаса.
Это объяснение вполне логично, поскольку неподчинение бейт-дину является неправильным само по себе. И такое объяснение дают Хелкат Биньямин и Нетивот Хаим (два современных комментатора книги Хафец Хаим). Похожее объяснение также дает Меири (один из средневековых комментаторов Талмуда).
Однако сам Хафец Хаим приводит объяснение Маарша, который утверждает, что раби Акива имел в виду не только своих современников, но и тех из дома Автинаса, которые жили во времена Храма, поскольку сейчас нам стало более очевидно, что их намерения действительно были во имя Небес, как они и утверждали. Также объясняет это и рабейну Хананель (один из самых ранних комментаторов Талмуда). И, исходя из этого, Хафец Хаим пишет:
Однако если у него есть ответ и объяснение (почему он не хочет выполнять приказ бейт-дина), то тогда, если мы понимаем, что это просто отговорка, то мы не обязаны верить этому (отговорке) и разрешается говорить лашон ара про него и записывать навсегда. Но если есть сомнение (в том, что, может быть, у него есть уважительная причина, по которой он не выполняет приказ бейт-дина), то тогда говорить лашон ара нельзя.
Итак, с точки зрения источников, у Хафец Хаима все в порядке. И тем более, в законах лашон ара мы полагаемся на его псак. Но как понять логику этого объяснения? Как быть с заповедью слушаться мудрецов? И почему, согласно Хафец Хаиму, Мишна, записанная через два поколения после раби Акивы, который установил, что нельзя говорить лашон ара о доме Автинаса, говорит обратное?
Теги: Талмуд, Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, алаха, бейт дин, еврейский суд