МОЛЧАНИЕ ПЕРЕД ЗЛОМ--ЛИЦЕМЕРИЕ?16 марта 2016 года, 14:44 Прошу прощения у читателей за длительное отсутствие. Оно было незапланированным, но тo нужно было ребенка подтянуть по Гемаре и подготовить к вступительному экзамену в ешива-ктану. А потом из-за подготовки он отстал в классе, и нужно было его опять подтягивать. А потом еще оказалось, что он сильно отстал по математике, так что и здесь пришлось потратить дополнительное время. Из-за всего этого пришлось выбирать, и, как мы с вами уже учили, в таких случаях работает принцип хаеха кодмин, что в данном случае означает: сначала нужно подтянуть собственных детей до нужного уровня, а потом уже заниматься остальными делами...
Читать дальше
|
ГРАНИЦА МЕЖДУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СЕБЯ И ЭГОИЗМОМ--II24 декабря 2015 года, 05:14 Подведем итог. Б-г хочет, чтобы человек жил самостоятельно и не зависел от других. Шулхан Арух (Йорэ Дэа 255:1) постановляет: нужно стараться как можно меньше зависеть от окружающих (лэ-олам йархик адам ацмо мэ-а-цдака вэ-йегальгель ацмо бэ-цаар ше-лё ицтарэх лэ-брийот). Поэтому есть обязанность беречь свое имущество и зарабатывать на жизнь, чтобы не впасть в бедность. Эта обязанность, теоретически, освобождает человека от помощи другим, поскольку всегда можно найти оправдание: если не потрачу время и силы на других, смогу заниматься своими делами...
Читать дальше
|
ГРАНИЦА МЕЖДУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СЕБЯ И ЭГОИЗМОМ--I23 декабря 2015 года, 21:59 Статья получилось очень длинной. Пришлось ее разбить на две части. В первой, в основном--ломдус. Во второй--истории про Рабиновича и дядю Мишу Кукушкинда. Так что как хотите так и читайте, в любом порядке...
Читать дальше
|
ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ ИЛИ ПОЧЕМУ МОЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОСТЕПЕННA1 декабря 2015 года, 21:32 В этот раз статья будет немного философская и говорить будем о больших вопросах, так что пишу без претензии на исчерпывающий ответ.В прошлый раз мы объяснили, что нет обязанности тохэха (обличения, упрека), когда нам или другим угрожает потеря (эфсед), если мы не прислушаемся к злословию, принципом хаеха кодмин — тем, что человек не обязан делать добро другим в ущерб себе. Это правило нам принять психологически трудно. Нас с детства воспитывали, что жертвовать собой ради других — это благородно, а действовать на выгоду себе — пошло. У этого ощущения есть, как мне кажется, два источника...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ IV ИЛИ ЧЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ ДРУГА28 октября 2015 года, 12:30 В прошлый раз мы объясняли возможный источник закона, установленного Рама в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 334), который гласит, что нет обязанности тратить нетривиальную сумму денег (или терпеть ущерб) ради выполнения мицват тохэха (обязанности упрекнуть или поправить другого еврея). Хафец Хаим принимает этот закон в Мишне Бруре и объясняет, почему нет обязанности упрекнуть и остановить человека, произносящего лашон а-ра, если информация, которую тот сообщает, может оказаться полезной. Объяснение, приведенное в прошлой статье, не работает — согласно мнению некоторых ришоним (СМаК) и ахароним (Маген Авраам, Баал а-Тания). Где бы они нашли источник этого закона? Интересно, что сам Рама приводит (в своем комментарии к Шулхан Аруху) в качестве источника ответ рава Яакова Вайля (15-ый век), одного из выдающихся раввинов Германии своего времени. Этот же источник приводит и Виленский Гаон (Беур а-Гра, Йорэ Дэа 157)...
Читать дальше
|
НЕ ПУТАЙ СВОЮ ШЕРСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ. ИШТАДЛУТ И БИТАХОН. НА ЗЛОБУ ДНЯ20 октября 2015 года, 22:48 Прошу прощения у читателей. Следующуя статья про мицват тохаха уже написана, но пока пришлось отойти от темы и написать о том, что происходит. Ну, ничего, как мы увидим, ломдус в мусаре тоже есть. Плагиат из классики советского кино: Город Н-ск. Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исакович Хасидашвили разговаривает в своем кабинете, или как принято сейчас говорить, в офисе, с Нериком Гавриловым, своим персональным шофером (Хасидашвили недавно расширил бизнес), одновременно смотря новости по телевизору...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ III ИЛИ ЧЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ ДРУГА1 сентября 2015 года, 05:42 Уважаемые читатели, эта статья вышла очень длинной, и мне придется ее разбить на две части, которые выставим с перерывом. Просьба прочитать внимательно и обдумать. В прошлый раз мы задали вопрос: почему Хафец Хаим решил, что польза, полученная от выслушивания лашон а-ра, освобождает (дает птор) от обязанности поправить другого еврея, того, кто произнес этот лашон а-ра (мицват тохэха). Ответ на этот вопрос, как мне кажется, можно найти в следующем постановлении (псак) Рама (Йорэ Дэа, конец § 334). Как пишет Рама, нет обязанности порицать другого еврея, если порицание сопряжено с возможностью финансового или другого ущерба (эзек)...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ II16 августа 2015 года, 09:04 Большая часть этой статьи скопирована отсюда («Когда, кого и как упрекать, или Откуда берется Алаха»). Но это плагиат с самого себя — имею право. Кого интересуют все детали мицват тохэха (заповеди об упреке, увещевании) — там и смотрите. Здесь приводим только то, что нам необходимо для темы. Бейца 30 a:Существует мицва добавлять (время) к Йом-Кипуру...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ — ВСТУПЛЕНИЕ21 июля 2015 года, 05:34 Мы уже говорили о том, что лашон а-ра можно слушать ради пользы для себя или для других (Пять историй о том, когда можно слушать лашон а-ра ). Это разрешается, даже если очевидно, что тот, кто передает нам информацию, не имеет в виду никакой пользы и нарушает запрет лашон а-ра. При этом запрет лифнэй ивер (вводить в грех другого человека) остается, и, чтобы его избежать, необходимо еще одно условие (Еще раз о Рабиновиче). А что нужно делать, если никакой пользы нет? Тогда необходимо остановить лашон а-ра. К этому нас обязывает мицват тохэха (обязанность упрекнуть другого еврея, если тот ведет себя неправильно)...
Читать дальше
|
ЕЩЕ РАЗ О РАБИНОВИЧЕ--ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛИФНЕЙ ИВЕР VII23 июня 2015 года, 09:31 Прошу прощения у читателей за длительное отсутствие. Тут много всего навалилось, времени было мало, а полное отсутствие комментов к последним двум статьям пыла не прибавило. Размышляя о жизни этого блога и просматривая материалы прошлых лет, я подумал, что, возможно, читателям совсем не нужен всякий ломдус. А что им интересно — так это алаха лэ-маасе (закон для практического соблюдения), особенно в виде историй про Рабиновича, а заодно еще, время от времени, размышления о внутренних переживаниях, побуждающих к лашон а-ра и т.д...
Читать дальше
|