Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Байден--избранный президент США. Законодательные собрания штатов отказались оспаривать результаты выборов, а Верховный Суд отклонил иски Трампа. И вот вчера коллегия выборщиков избрала Байдена президентом.
По опросам, Трампа поддерживало большинство израильтян и 83% соблюдающих Тору евреев Америки. За его победу молились, с одобрения раввинов, тысячи евреев, и в США и в Израиле. И тем не менее--он проиграл. Как и почему? Какой возможный месседж нам посылают свыше? Понятно, что при отсуствие пророков, мы понять это до конца не можем, но хотелось бы поделиться с вами моими мыслями через пару недель после выборов. Эту статью я написал три недели тому назад, но поскольку многим казалось, что какие-то шансы у Трампа еще есть, я не хотел спорить о том что будет или не будет, и поставил ее только сейчас.
Мы помним предыдущие выборы. У власти находилось левое правительство. Оно радикально трансформировало страну не в лучшую сторону. Вещи, ранее немыслимые, стали обыденными. Безопасность была подорвана, враги знали, что кроме слов им никакого ответа не будет, пышно расцветал исламский террор.
На смену популярному левому руководителю пришел его близкий соратник, ветеран политики, известный интриган с большими связями, инсайдер во всех смыслах слова. Чего было ожидать от левого кандидата? Того же самого, только хуже. Светские элиты предвкушали, как они наконец-то избавятся от "деплораблз", от пережитков прошлого, с их личным оружием и религией, мешающей всеобщей толерантности и братству.
Против левого кандидата был правый. Трижды женатый, любитель хорошей и красивой жизни (так сказать), яркий аутсайдер, капиталист до мозга костей, патриот Америки, с успешной карьерой в бизнесе. Он чувствовал себя абсолютно комфортно среди американских евреев, и вокруг него всегда было много людей в кипах.
На стороне левого кандидата был весь мир, плюс пресса и прогрессивная общественность. На стороне правого кандидата – простой рабочий люд. Опросы предсказывали победу, не с большим отрывом, но уверенную, левого кандидата. В вечер выборов так и казалось. Но к утру обнаружилось, что правый кандидат — победил!
Его победу левый истеблишмент не принял. Хотя он добился больших успехов, поднял экономику, отменил много правил и законов, мешавшиx бизнесу, задавил исламский террор и сделал страну вновь уважаемой, левая элита его отвергла. Он подвергался постоянной травле в прессе, которая раздувала происшествия в скандалы и кричала о коррупции. Юридическая система (прокуроры и судьи) его все время расследовала и преследовала, мстя ему за его попытки исправить левый уклон Верховного Суда и судейской системы. Он же стоял стойко на своем, не сгибаясь. Вокруг него было много людей в кипах, которых он поставил на ключевые позиции, и хотя сам он не был религиозным человеком, к харедим относился очень хорошо.
В общем, наш лидер был стойким бойцом за наши интересы. И вот... он проиграл вторые выборы. Левые выставили кандидата, который всю жизнь провел на государственной службе, их кандидат – человек нехаризматичный, бесцветный, даже без ярко выраженной идеологии. И тем не менее, он победил. В это было трудно поверить! Как это произошло? Почему Б-г это допустил, против молитв практически всех евреев Торы?
Как известно, мы не можем до конца понимать Волю Творца, но мы должны извлечь уроки из тех событий, которые Он нам посылает.
В газете Ятед Нееман (рупор нехасидких харедим-ашкеназов) я прочел следующее объяснение, а точнее – покаяние:
"В первые выборы мы дрожали от страха, нам угрожали, что вот-вот, и с нами разберутся. Когда левые проиграли, мы очень радовались. Но произошла ошибка. Мы эмоционально слились с политиком. Мы переживали за него, сочувствовали ему в его битвах и страдали вместе с ним. Он стал одним из наших. Он во многом стал нашим лидером. Но это неправильно. Нам нельзя так тесно связывать себя с любым политиком, далеким от Торы и заповедей, и тем более – с человеком с сомнительной этикой и еще более сомнительным моральным поведением. Мы, евреи Торы, можем равняться только на мудрецов Торы, они – наши лидеры. Мы можем поддерживать ту или иную политическую позицию, но мы должны помнить, что ни одна из них не является нашей. Наша позиция – это даас Тора (мнение Торы), а все остальное может лишь временно совпадать или не совпадать с этим. Может быть, из-за этого тот, за которого мы голосовали, проиграл эти выборы."
Эту статью в Ятед Нееман я прочитал много-много лет тому назад, поэтому цитирую ее по тому, что осталось в памяти. Нет, я не оговорился. Это действительно было много лет назад, в 1999 году, после выборов в Израиле. Но наблюдая над выборами в США и реакцией на них многих знакомых, мне вспомнилась эта статья.
Урок, как мне кажется, актуален и сейчас. Многие, цитируя слова Исраэля Бессера, американского журналиста журнала Мишпаха (он, кстати, очень поддерживает Трампа), “сделали из Трампа хасидского Ребе, (он стал) объектом поклонения и восхищения (Trump became the rebbe, the subject of breathless adulation and worship)”. В честь его ожидаемой победы заказывали пышные кидуши, а после его проигрыша грустили как будто кто-то умер. На него уповали и наделялись. “Сестра у нас есть в царском доме”, говорили евреи в персидских Сузах про царицу Эстер (Мегила 15б), a евреи в Америке про Иванку Трамп. «Мы за ней как за каменной стеной».
Это очень опасное ощущение. Ховот hаЛевавот (Шаар аБитахон, гл.3 ) пишет, מי שבטח על האלהים וזולתו שיסתר בטחונו ויהיה זה הסבה החזקה להמנע ממנו מה שבטח עליו , что когда человек уповает на что-то, кроме Б-га, будь то человек, партия или общественный строй, то это упование становится главной причиной (горэм hаикари, в переводе рава Кафаха, или сиба хазака, сильной причиной, в переводе Ибн Тиббона) того, что тот, на кого уповали, разочаровывает тех, кто на него надеялся.
Eсли то, что писала газета Ятед Нееман, правильно и актуально по отношению к Биби Нетаниягу, то это еще более актуально по отношению к Трампу. Отождествлять себя с таким человеком нельзя.
Я понимаю, что далеко не все те, кто поддерживали Трампа, заходили так далеко. Но как мы видим, тут была проблема и была духовная опасность. Может быть, поэтому выиграл не тот, за кого голосовало 83% соблюдающих евреев в США.
Нам же остается делать то, что, в принципе, мы и так должны делать всегда. Учить Тору, делать добрые дела и молиться, чтобы Вс-вышний проявил милосердие к нашему народу, в независимости от того, кто находится в Белом Доме.
Теги: Мусар, Хафец Хаим, Политика, Битахон, Трамп, демократия, выборы, ховот алвавот