После 9-го Ава — о единстве3 августа 2012 года, 15:47 ТЕОРИЯ — ДВЕ ИСТОРИИ О ХАФЕЦ ХАИМЕСначала — еще две истории о Хафец Хаиме и разных течениях, мнениях и т.д. Кстати, все истории в этой статье и в предыдущей взяты либо из книги «Сихот Хафец Хаим», изданной сыном Хафец Хаима, либо из его биографии (автор р. Йошор)1. Один раз к Хафец Хаиму пришел раввин, который хотел основать ешиву и хотел внести много новшеств по сравнению с традиционным обликом ешивы...
Читать дальше
|
ПОСЛЕ 9-ГО АВА--КАК ИЗБЕЖАТЬ СИНАТ ХИНАМ29 июля 2012 года, 22:57 Как мы все знаем, второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти (синат хинам). И очевидно, мы до сих пор это не исправили. Если бы исправили, то вчера не отмечали бы Тиша бъАв. Исправление заключается в беспричинной любви. Что такое беспричинная любовь описано рав Пятигорским вот тут(https://toldot...
Читать дальше
|
НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ--ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ2 июля 2012 года, 15:49 В прошлой статье мы пришли к заключению, что разрешение учитывать (лахуш) лашон а-ра не дает нам права верить (лэкабель) лашон а-ра даже в сердце, и, тем более, основываясь на этой информации, лишать человека того отношения, которого он заслуживает или причинять ему какой бы то ни было ущерб или вред. Однако разрешенное и запрещенное не всегда легко разграничить. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР(https://toldot.com/blogs/leib/leib_1076.html): Программисты Алекс и Влад работают вместе в одной компании...
Читать дальше
|
НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ--ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ11 июня 2012 года, 11:02 В прошлой статье мы пришли к заключению, что лашон а-ра нельзя верить. Однако можно учитывать возможность того, что лашон а-ра является правдой, и принимать меры, чтобы оградить себя от возможного вреда, ущерба или опасности. Но даже в тех случаях, когда мы можем учитывать лашон а-ра о том или ином человеке, мы не освобождены от своих обязанностей по отношению к нему. Вот пример из Талмуда (Гитин 46 б-47 а): Один еврей продал себя в рабство людоедам (Талмуд не говорит о том, знал ли он что продает себя людоедам, но, очевидно, вскоре об этом узнал). Пришел он к раби Ами и сказал: «Выкупи меня»...
Читать дальше
|
НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ--ЧАСТЬ ВТОРАЯ29 мая 2012 года, 11:20 Продолжение обсуждения законов лашон ара, трактат Нида 61а... Далее Талмуд приводит еще один пример ситуации, в которой надо учитывать лашон а-ра. К раби Тарфону (мудрецу — современнику раби Акивы) приходят несколько евреев из Галилеи...
Читать дальше
|
НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!--ЧАСТЬ ПЕРВАЯ8 мая 2012 года, 13:28 НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ, ИЛИ ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ПОСТ ГЕДАЛИИ Действие происходит около двух с половиной тысяч лет назад. Вавилонская империя Невухаднецара (Навуходоносора) завоевала маленькое Иудейское царство. Царь пленен, народ, в большинстве своем, угнан в Вавилон. Иудея пустеет. Но Невухаднецар не хочет царствовать над пустыней...
Читать дальше
|
МИРЬЯМ И АРОН---РАЗГАДКА1 мая 2012 года, 15:05 Во-первых, большое спасибо всем читателям, которые приняли участие в обсуждение. Во-вторых, перед тем как мы начнем, прошу вас посмотреть еще раз два ответа на вопрос почему тот, кто верит, наказывается больше, чем тот, кто говорит?. Просьба не лениться, а посмотреть, так будет легче потом понять ответы приведенные внизу. 1. Ответ Мааршала:https://toldot...
Читать дальше
|
Загадка на Шабат19 апреля 2012 года, 14:51 Читатель(ница?) аааа спрашивает: "Слушающий лашон ара больший грешник, чем говорящий. но в пустыне Мирьям понесла тяжелее наказание, чем Аарон!" Вопрос очень хороший. Хотя, хотелось бы только внести небольшую поправку. Рамбам пишет, что лашон ара убивает, того, кто ей верит (мкабло) больше, чем того, который ее говорит....
Читать дальше
|
СОВСЕМ НЕ ПО ТЕМЕ--НЕМНОГО О ЕДЕ5 апреля 2012 года, 10:20 Р. Барух Фельдман спрашивает:Вы пишете:Цитата:Кстати, отсюда ясно, в какой мере человек должен проявлять уважение к пище, которую ему дает ТворецЧто имеется в виду? Баль-ташхит? Баль ташхит («не порти», «не разрушай») — запрет рубить плодоносящие деревья во время осады города, даже если они принадлежат врагам. Отсюда ясно: тем более, в обычное нельзя рубить плодоносящее дерево. Мудрецы видят в этом конкретном запрете проявление общего закона. Вот что пишет (перевод мой) автор Сефер а-Хинух (Испания, 13-ый век): Во время осады города запрещается рубить (плодоносящие) деревья, чтобы причинить боль и досаду жителям города, и этот запрет распространяется также на причинение любого убытка, например, жечь или рвать одежду или бить посуду просто так, и на любое другое (действие), похожее на это...
Читать дальше
|
НЕМНОГО НЕ ПО ТЕМЕ — ПРОДОЛЖЕНИЕ4 апреля 2012 года, 16:38 Где-то месяц назад прислали мне из редакции Толдот Йешурун вот такой имейл: «Уважаемый рав. Современные российские евреи в процессе тшувы, начиная выполнять законы кашрута, шабата, десятины, соблюдая количество и время молитв, вместе с тем продолжают вести себя в семье, как было привычно до тшувы — матерщинные слова, насмешки, высокомерное отношение к герам. При этом самым простым средством для них поддержать о себе хорошее мнение является — закрыть дом для посторонних. Это проблема многих. Прошу эту тему поднять»...
Читать дальше
|