Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Все пишут об американских выборах. О них тоже можно будет поговорить, но, я думаю, только где-то через месяц, когда все утрясется. А пока давайте поговорим об одном интересном последствие выборов – о злорадстве. Проигравшие скорбят, а выигравшие злорадствуют.
Злорадство – определенно, вещь плохая. В Торе мы встречаемся со злорадством в главе Бо (Шмот 11:5). Б-г сообщает Моше-рабейну, что он накажет Египет и умрет каждый первенец: от первенца фараона, сидящего на троне, до первенца рабыни за жерновами.
Ну, за что наказывают египтян – понятно. А в чем виновата бедная рабыня и ее первенец, которые порабощены наравне с евреями? Раши объясняет что, во-первых, они тоже помыкали евреями (очевидно, даже среди угнетенных была своя иерархия, в которой евреи занимали самое последнее место) и так же радовались (рабы-неевреи) их (еврейскому) несчастью. То есть вместо того, чтобы испытывать классовую солидарность и сочувствовать тем, кто также оказался в их положении, рабы-неевреи злорадствовали. И за это были наказаны.
Как мы видим, злорадство – ужасный духовный изъян, который может привести даже к гибели!
У этого правила есть исключение. Его мы находим в другой книге Танаха, в свитке Эстер. Аману было приказано провести Мордехая по городу и оказать ему всякие почести. Талмуд (Мегила 16a) сообщает, что Мордехай при этом всячески унижал и издевался на Аманом. На вопрос Амана: «Разве не написано в вашей Торе – падению твоего врага не радуйся (Мишлей 24:17)?» – Мордехай ответил: «Там идет речь о евреях».
Перед тем как вы скажете: «Расизм? Как так, значит, над неевреем злорадствовать можно?» – замечу, что слова Талмуда всегда нужно понимать в контексте. А контекст – целый Талмуд. А в другом месте (Санъэдрин 39б, Мегила 10б), Талмуд говорит, что, когда египтяне потонули в море, а ангелы хотели петь хвалебную песню, Б-г их останавливает, говоря: «Творения моих рук тонут в море, а вы хотите воздавать хвалу?» И до сих пор по этой причине мы не говорим полный Алель в Песах (за исключением первого дня в Израиле и двух первых дней в галуте) пишет Хафец Хаим (Мишна Брура 490:7). Поскольку радость неполная, раз наши враги погибли. И тем более нельзя злорадствовать по поводу их гибели.
Выходит, что эти два отрывка из Талмуда противоречат друг другу. От одного из моих учителей я слышал следующее решение этого противоречия, которое он процитировал от имени Шла аКадош.
Когда Мордехай говорит Аману, что запрет на злорадство из-за падения врага относится только к евреям, он имеет в виду, что по отношению к евреям этот запрет абсолютен. Никогда нельзя радоваться падению твоего брата. А по отношению к неевреям – зависит от человека. Если речь идет о бытовом зле, которое представляли египтяне, то злорадствовать нельзя. Но если речь идет о зле мирового масштаба, как Аман, который пытался уничтожить весь еврейских народ, то тут злорадствовать можно и даже нужно.
Поэтому, как мы видим, когда речь идет о выборах президента в США, то злорадствовать не надо. Ни Трамп, ни Байден, даже если принять самую худшую окраску их поведения (см. в комментах к https://toldot.com/blogs/muchnik/muchnik_3856.html, где представлены обе точки зрения), ни их сторонники – на Амана или Гитлера совсем не тянут.
Поэтому злорадствовать мы не будем, а лучше рассмотрим, как запрет злорадства отражается на законах лашон а-ра.
Хафец Хаим (Законы лашон а-ра, гл. 10, пар.1-2) приводит разрешение, при соблюдении восьми условий (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3279.html), говорить лашон а-ра о человеке, который поступил плохо по отношению к другому человеку, например, его ударил, оскорбил или украл что-нибудь.
Однако, пишет Хафец Хаим (гл. 10, пар. 3): "все это (то есть разрешение, приведенное выше), только если сообщающий лучше него (обидчика). Но если он тоже грешен, как тот (обидчик), и он тоже болеет теми же грехами, как и тот (о котором он собирается говорить лашон а-ра), то тогда ему нельзя предавать событие публичности (асур лефарсмо). Потому что такой человек будет раскрывать секреты (то есть информацию, которая не известна широкой публике) не ради добра и не из страха (перед Небесами), а для того, чтобы злорадствовать и унижать его (обидчика) этим.
А про это уже сказано: «И припомню я кровь (пролитую) в Изреэли дому Йеу» (Ошея 1:4). Ведь несмотря на то, что Йеу (царь Израиля) сделал мицву, истребив дом Ахава (предыдущую династию) в Изреэли по приказу пророка, и за это заслужил царствование (династии Йеу) на четыре поколения, как сказано: «Поскольку ты сделал с домом Ахава то, что было в Моем Сердце, – твои праправнуки будут сидеть на троне Израиля. И несмотря на все это, в конце концов припомнили (династии Йеу) (пролитую) кровь (дома) Ахава, поскольку он (Йеу) тоже имел много грехов."
Итак, Хафец Хаим устанавливает, что человек не может говорить лашон а-ра о проступке другого человека, если он сам регулярно нарушает тот же самый закон. Поскольку в этом случае мотивацией будет не желание помочь обиженному или осудить зло, а злорадство, что кто-то еще тоже совершает такой же проступок.
Чтобы лучше усвоить эту алаху – история из жизни израильского города Н-ска.
КАК В РУССКОЙ СИНАГОГЕ ГОРОДА Н-СКА ОБСУЖДАЛИ ВЫБОРЫ В США
Как и во всем мире, в русской синагоге тоже очень пристально следили за результатами американских выборов. Впрочем, обходилось без горячих споров, поскольку все были согласны, что никакой другой президент не развязывал Израилю руки, как Трамп, и поэтому, естественно, все болели за него.
На следующий день после выборов политическая погода была невеселая, а по ходу недели она только ухудшалась. Наконец в Шабат, на улице (коронавирус все-таки), возникла та самая политическая дискуссия, к которой, ну, скажем тут, отношение было разное. Дядя Миша ждал ее с вожделением, чтобы было с кем поделиться всей информацией, которую дядя Миша, большой трампист, собирал со всех просторов русскоязычного (иного он не знал) Интернета. Гольдштейн тоже предусмотрительно запасался информацией, чтобы в случае чего можно было срезать дядю Мишу.
Новый рав, наоборот, опасался этой дискуссии, поскольку справедливо считал, что политика напрочь вышибет все остальные разговоры и обсуждение гораздо более важных тем, например, недельной главы Торы и еженедельного урока алахи, который давал новый рав.
Влад-программист (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3419.html), который вращался все время в левом окружении работников хай-тека из северного Тель-Авива и окрестностей, был подпольным анти-трампистом и предвкушал наслаждение поражением Трампа. А Рабинович, Боря Коган и Паша-Пинхас просто соскучились за время различных карантинов, локдаунов и вирусов по нормальному разговору о чем-нибудь.
Как и ожидалось, дядя Миша открыл прения яркой речью, обвиняющей демократов в массовых фальсификациях, полной сочувствия Трампу, преследуемому лживой прессой, и наконец, продемонстрировав неожиданно глубокие познания в системе и процедуре выборов президента США, закончил свою речь фразой: «Ибо Верховный Суд – наш!»
Пока Рабинович, Боря Коган и старый Наум поддакивали и задавали уточняющие вопросы, дядя Миша, отвечая, с опаской смотрел вокруг, ожидая нападок Гольдштейна. Hо угроза пришла совсем с другой стороны.
– Подожди, – сказал Паша-Пинхас, – как же так? Трамп же – власть! У него ЦРУ, ФБР, прокуроры, менты – (Паша, если помните, очень долго жил на Крайнем Севере в местах лишения свободы). – Как же он дал у себя украсть выборы? Что ж он, совсем криворукий, не знал, с кем имеет дело? Почему он всех не посадил?
Дядя Миша был несколько обескуражен таким вопросом, но быстро и находчиво ответил:
– Ты что, о чем ты говоришь? Там же болото, там сидят все элиты и его едят. Эти ФБР и ЦРУ – они небось все сидят на зарплате у Сороса, это же все это вот их глубинное государство, дeп фейк по-английски его там называют!
Тут Влад-программист, до этого сидевший в подполье, неожиданно для всех рассмеялся:
– Дип фейк, дядя Миша, это то, чем Вас пичкают на русском телевидении. Это просто брехня, а Трамп все врет, как обычно. А дип стейт, или глубокое государство, – это все теории заговоров, в которые нормальный человек верить не может.
– Ты меня ненормальным называешь? – Возмутился дядя Миша.
– Да нет, вы просто обычный старый русский человек, другого языка не знаете, вот и живете совковым прошлым и с совковыми идеями про заговоры и махинации в голове. «Это все придумал Сорос, в восемнадцатом году» – передразнил Влад-программист и дядю Мишу и его сверстника, великого русского поэта с еврейскими корнями.
Дядя Миша уже привык к язвительным опровержениям и издевательским уточнениям Гольдштейна, но такого хамства он не испытывал очень, очень давно.
Разговор быстро утих, и все разошлись. Гольдштейн, которому было немного досадно, что Влад его опередил (а у него, Гольдштейна, уже имелось два возражения и уточнение по поводу партийной власти в штатах Аризонаи, Невада и Джорджия, которые бы лихо срезали дядю Мишу), шел домой и встретил Хасидашвили, который дискуссию пропустил. Гольдштейн ему все рассказал и закончил следующим суждением:
– Как некрасиво! Какое неуважение к старшим! Тлетворное влияние Израиля, я вам скажу. Нас так относиться к старшим не учили. Какой Влад все-таки хам. Нужно его осудить, чтобы больше так не делал!
Можно ли сказать такое про Влада-программиста? Да, и это не будет лашон а-ра. Влад поступил некрасиво, и можно рассказывать об этом поступке при соблюдении условий, которые указывает Хафец Хаим (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3438.html ), чтобы дядя Миша не чувствовал себя униженным, а Влад, может, и извинился бы.
Но проблема в том, что эту критику Влада выражает не абстрактный (или даже конкретный) Рабинович, а Гольдштейн. А у Гольдштейна, очевидно, отсутствует одно условие – чистота побуждений. О чем ему напомнил Хасидашвили, от негодования путая падежи и мягкие знаки:
– Слющай, что ты такой балшой цадикь стал, а? Да ты сам несчастно дядю Мишу до инфаркт каждый ден доводишь, а тепер ты о нем такь заботишься! Сам в грязи, да еще и Влад туда тащишь. Ты сначала сам умойсa, а патомь будешь других гигиена учит!
Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, алаха, выборы, злорадство