Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
75 лет тому назад победившие союзники судили нацистских преступников. У большинства из них была простая линия защиты: «Мы всего-навсего исполняли приказ. Приказы не обсуждаются, приказы выполняются, приказ есть приказ». Союзники эту линию защиты не признали и повесили тех, кто исполнял преступные приказы своего политического или военного начальства. А что по этому поводу говорит Тора?
Вопрос этот поднимается (и это не должно быть странно) в Талмуде. Приведем нужный нам отрывок, а потом его разберем:
Санэдрин 49а
В конце обсуждения того, как царь Шломо судил главнокомандующего армией Давида (и своего двоюродного брата) Йоава, Талмуд приводит следующий пасук (Млахим I 2:32), произнесенный царем Шломо:
И вернул Б-г (пролитую им) кровь на его (Йоава) голову, поскольку он убил двух мужей, более праведных и хороших, чем он, и убил он их мечом, а отец мой Давид не знал; Авнера, сына Нера, командующего войсками Израиля, и Амасу, сына Йетера, командующего войсками Йеуды.
Комментирует Талмуд: в чем были Авнер и Амаса лучше и праведнее Йоава? Лучше его, потому что они выучивали закон Торы из слов ах или рак (за исключением, только). И праведнее его, потому что им был дан (прямой приказ) устами (царя), и они его не выполнили, а ему (Йоаву) послали письмо – и он выполнил.
Давайте теперь разберем это подробнее. В книге Йеошуа (1:12-18) происходит вот что. Йеошуа обращается к коленам Гада, Реувена и части колена Менаше и требует от них, чтобы они сдержали слово, данное Моше-рабейну, и несмотря на то, что у них уже есть земля в Заиорданье, пошли бы вместе со своими братьями завоевывать Эрец Исраэль.
Гад, Реувен и часть Менаше соглашаются и говорят Йеошуа, что они готовы повиноваться его приказам, что бы он им ни приказал и куда бы он их ни послал в поход. Более того, весь народ принимает на себя власть Йеошуа и говорит ему: «каждый, кто ослушается уст твоих и не подчинится твоим слова, что бы ты ни приказал, – умрет, только (рак на иврите) будь сильным и мужайся.
Мудрецы выучивают, что лишнее слово рак, которое обычно ограничивает применение той фразы, в которой оно находится, и на этот раз играет ту же самую роль. Может быть, спрашивают мудрецы, что человек, ослушавшийся Йеошуа, должен умереть, даже если ему прикажут сделать грех? Поэтому сказано только – только если ты будешь укреплять Тору своими приказами, тебе обязаны подчиняться. Тора выше государственного закона!
Если царь или другой начальник приказывает нарушить заповедь или закон Торы, то подчиняться нельзя.
Таким образом мы видим, что законы Торы ставятся выше приказов царя, и “я только исполнял приказ власти” не может оправдывать преступное поведение.
А теперь покажем, как этот принцип соблюдался – или не соблюдался – на практике в Танахе.
История первая – царь Шауль и его сын Йонатан
(Шмуэль I 20:31-42)
Царь Шауль подозревает (будущего царя) Давида в том, что он хочет сам захватить трон. Если это так, то Шауль имеет право – и моральное, и юридическое – казнить Давида, поскольку бунт против царя (моред бе-малхут) карается вплоть до смертной казни.
Шауль напрямую приказывает Йонатану привести ему Давида, ибо он заслуживает смерти. Йонатан пытается переубедить отца, но ему это не удается.
Теперь – что должен здесь сделать Йонатан? Мицва подчиняться царю, и напомним, легитимность Шауля выше всяких сомнений. Он был помазан Б-гом на царство посредством пророка Шмуэля. Да, действительно, как мы уже написали выше, Тора запрещает подчиняться приказу царя, который идет против Торы. Но тут же Шауль не приказывает Йонатану нарушить субботу или кого-то ограбить! Он приказывает арестовать и казнить Давида, поскольку считает его бунтовщиком против царя (моред бе-малхут)! А кто вправе принять политическое решение о том, кто является бунтовщиком против царя? Царь! Так что Йонатан вроде бы должен подчиниться законному приказу царя, как того хочет Тора, и арестовать Давида.
А что вместо этого делает Йонатан? На следующий день он встречает Давида, предупреждает его о грозящей ему опасности и отпускает его. Налицо прямое неподчинение приказу. Очевидно, что даже если политическое решение царя, как, например, кого считать бунтовщиком против государства, беспочвенно, то и вытекающие из него действия будет незаконными, и подчиняться им нельзя.
Шауль, Авнер и Нов, город коэнов
(Шмуэль I: 22:6-19)
Давид убегает, а Шаулю доносят, что коэны, живущие в городе Нов, дали Давиду оружие и еду. Шауль едет в Нов и допрашивает первосвященника Ахимелеха, как он осмелился поддержать восставшего Давида. Ахимелех очень удивлен таким вопросом и отвечает, что ему известно, что Давид является зятем Шауля и одним из его главных и верных слуг, всегда выполняющих приказы Шауля, а про то, что Давид стал бунтовщиком, ему ничего не известно.
Шауль не верит Ахимелеху и приказывает своем адъютантам убить его. Но ни адьютанты Шауля, среди которых был тот самый Авнер бен Нер, которого сравнивал царь Шломо с Йоавом, ни остальные слуги его не осмелились поднять руку на коэнов Б-га.
Слуги Шауля понимали, что обвинение ложное, что Ахимелех и коэны не восставали против Шауля и поэтому отказались выполнить непосредственный приказ. Правда, нашелся Доэг-эдомитянин, который и донес на Ахимелеха, который приказ выполнил, и город Нов был полностью истреблен. Но Доег, за это и другие прегрешения, считается мудрецами одним из тех у кого нет доли в будущем мире (олам аба)
Однако мы видим еще раз, что даже политическое решение царя, если оно ошибочно и ведет к преступному приказу, выполнять нельзя.
Йоав и Урия-хитиец
(Шмуэль II 11:15-17)
Как все знают, Давид совершает грех (какой именно, разговор отдельный) с Батшевой, женой Урии, и потом (опять же долгое объяснение – зачем и почему) посылает Йоаву, командующему армией, письмо, в котором просит Йоава поставить Урию в самое горячее место на поле боя и отступить от него, чтобы он там погиб. Йоав приказ царя выполняет, и это ставится ему в вину. Сравним: Авнер не стал убивать невинных коэнов, несмотря на непосредственный приказ царя. А Йоав подстроил смерть Урии, несмотря на то, что приказ пришел ему в письме, и от Давида напрямую он его не получил.
Тут подкованный читатель может сказать: стойте, но ведь сами мудрецы объясняют (Шабат 56а), что Давид имел право казнить Урию за то, что он считался бунтовщиком (моред бе-малхут). Оставим в стороне вопрос, в чем состоял бунт Урии, но тем не менее, как же Талмуд в Санэдрин ставит Йоаву в вину то, что он подстроил смерть Урии?
Ответ простой: а откуда Йоав знал, что Урия бунтовщик? Этого в письме не было! И получив приказ, он должен был удивиться, как Давид хочет послать Урию на верную смерть, это же против Торы? И по крайней мере потребовать разъяснений или попытаться узнать у Урии, что произошло.
Но Йоав так не сделал, поскольку, как объясняют мудрецы, он не был согласен с этим исключением из власти царя, и считал, что любой царский приказ нужно было неукоснительно выполнять, а тот, кто его не выполняет, подлежит казни на месте.
Как мы видим, Б-г через своих пророков, записавших книги Шмуэля и Млахим, показывает нам, что Йоав был неправ. Только будь сильным и мужайся (для того чтобы исполнять заповеди Торы). Но только ради Торы. А против Торы, против морали – царская власть не имеет никакой силы, и подчиняться преступным приказам нельзя.
Кстати, это все, понятно, на злобу дня, в связи с тем, что происходит в Белоруссии. Даже если действующий там царь (в своих глазах) пытается подавить, как ему, скорее всего, искренне кажется, бунт народа, вызванный кознями (Запада/России/Израиля/Марсиан?), это искреннее убеждение не оправдывает жестокость и насилие по отношению к народу. И каждый, кто подчиняется преступным приказам, сам совершает преступление, и будет за это нести моральную ответственность.
Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Танах, Политика, алаха, протест, монархия, царь, неповиновение