КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА — УСЛОВИЯ11 июля 2011 года, 17:46 В прошлый раз мы объяснили, почему Тора разрешает говорить лашон а-ра о человеке, который сознательно и регулярно нарушает алаху. На этот раз перечислим условия, которые необходимо соблюдать в этом случае. Но поскольку читателям уже, скорее всего, надоели пространные талмудические выкладки и прочий ломдус, просто опишем необходимые условия. А там уже — кому интересно, тот и спросит. Итак: 1) Информация, которую мы сообщаем и на основе которой объект нашего разговора определяется как злостный грешник, должна быть достоверной...
Читать дальше
|
ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?--II3 июля 2011 года, 05:45 В прошлой статье мы обсудили отрывок из трактата Талмуда Песахим 113 б, который противоречил закону, установленному в трактате Талмуда Бава Мециа 58 б, а также несколько вопросов, связанных с пониманием разных законов, установленных Талмудом Песахим 113 б. Хотелось бы поблагодарить читателей за участие в обсуждении. Победителями оказались читатели Шана и ОтецРех. Шана дала очень хорошее объяснение, которое соответствует объяснению одного их комментаторов книги Хафец Хаим (об этом ниже). ОтецРех тоже дал хороший ответ...
Читать дальше
|
ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?19 июня 2011 года, 00:52 В прошлый раз мы вплотную подошли к законам лашон ара о злодее. Сейчас мы начнем детальное обсуждение этих законов. Сначала обсудим законы, а потом уже разберем их применение в современной жизни.Прежде, чем начать обсуждение, хотел бы предупредить читателей, что ломдус (глубокое концептуальное понимание) этих законов, который будет излагаться здесь, является сугубо моим пониманием этих законов. Сами законы будут приводиться, естественно, в соответствии с мнением Хафец Хаима, но приведенное ниже объяснение — это то, что я вывел из изучения и обдумывания слов Хафец Хаима...
Читать дальше
|
5 ВОПРОСOB НА КОТОРЫХ Я НЕ ДАЛ ОТВЕТ16 июня 2011 года, 13:09 Уважаемые читатели! Просматривая ваши комменты, я обнаружил пять вопросoв, а точнее тем, которые вы меня попросили обсудить. Чего я к сожалению не сделал. Хотя темы очень интересные и насущные. В свое оправдание могу лишь сказать, что каждый из этих вопросов требует много времени для чтобы даже попытаться найти ответ....
Читать дальше
|
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ--IV14 июня 2011 года, 10:16 Допустим, речь идет о ситуации, где определенно было нарушение. В таком случае можно было бы предположить, что если рассказать об этом проступке, это не будет лашон ара. Как мы уже говорили (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_731...
Читать дальше
|
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ-III10 мая 2011 года, 11:57 Следующее условие, которое необходимо соблюдать, рассказывая о плохих поступках другого человека--достоверность и правильная оценка информации. То, что кто-то мне сказал, что Рабинович поступил так, а Абрамович сказал эдак, еще не значит, что так оно и есть на самом деле. Веря тому, что другой человек поступил плохо, только на основе того, что мне так сказали, мы преступаем через запрет "кабалат лашон ара" (принимать или верить лашон ара), и можем оказаться в ситуации похожей на известный анекдот (почти плагиат из книг уважаемого Гади Поллака): Боря Коган обсуждает кандидатуру шлиах цибур (кантора) на Рош аШана и Йом Кипур с дядей Мишей Кукушкиндом. --Этого не брать,--командует дядя Миша.--Почему же?--удивляется Боря...
Читать дальше
|
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ-II10 апреля 2011 года, 15:59 Ради чего можно говорить лашон араМожно ли рассказывать о плохом поступке другого человека, если этот поступок был из категории бен адам лмаком (между человеком и Б-гом), то есть никто от этого поступка не пострадал? Например, кто-нибудь нарушил субботу, не учит Тору, ест хамец на Песах, регулярно опаздывает в синагогу и т.д, а я об этом расскажу другим, естественно осуждая его нехорошее поведение. С самого начала, нужно спросить себя, ради чего я это делаю? Чего я хочу добиться моими словами? Какая от них будет польза?Первый вид пользы — ОсуждениеЦарь Шломо (Соломон) говорит о необходимости испытывать чувство ненависти и отвращения к злу: «Страх перед Б-гом — ненависть к злу» (Мишлей 29:26). Вызывать чувство отвращения по отношению к тем поступкам, которые Тора запретила — необходимо. И если кто-то ведет себя в несоответствие с Торой, то плохо отзываться об этом человеке и осуждать его за его проступки — это конструктивный поступок, поскольку тем самым у людей пробудится чувство отвращения к грехам и к тем, кто их совершает, что хорошо само по себе, и кроме того, может удержать других от совершения подобных поступков, когда они слышат и знают, что такое поведение осуждается и презирается...
Читать дальше
|
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ИЛИ ЛАШОН АРА ЛТОЭЛЕТ--I31 марта 2011 года, 13:49 Читатель антикойфер прислал следующий пример: "я как то тоже прокололся в вузе : мой приятель еврей Саша похвастался ,что имел роман с отличницей-еврейкой Катей (между прочим замужней...). а тут она навстречу...
Читать дальше
|
Когда, кого и как упрекать или откуда берется Алаха27 марта 2011 года, 23:04 ПРЕДИСЛОВИЕ Читатель Racional спрашивает--"выходит что упрекать можно только очень близкого и знакомого человека, так ведь? а незнакомого человека скажем в шабат нельзя просить не работать". Очень Вам благодарен за этот вопрос, поскольку он меня заставил поглубже рассмотреть тему "мицват тохаха" (обязанности поправить другого еврея). Тем читателям, которые хотят сразу получить ответ на этот вопрос, предлагаю проскочить в самый конец статьи. Но должен вас предупредить--вы обнаружите, что правил очень много, и непонятно, откуда они взялись. Это естественно...
Читать дальше
|
Как избавиться от злорадства и неприязни6 марта 2011 года, 20:02 Читательница Miriam спрашивает: "ДОЛЖЕН работать над собой, пока не избавится от злорадства." - а как ? Что делать конкретно? Действительно, очень часто лашон ара происходит от чувства неприязни или даже ненависти к другому человеку. Как от него избавиться? Тора говорит нам (Ваикра, 19:17-18),--"Не ненавидь своего брата в сердце своем, упрекни друга своего, не неси греха из-за него. Не мсти и не держи злобы на сынов народа твoего, и люби друга твоего как самого себя--Я Б-г". Мне кажется, что в этих псуким кроется ответ на этот вопрос...
Читать дальше
|