Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Каббала, Рамбан, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Основные положения позиции Рамбана были изложены выше, здесь мы приведем те его слова, в которых заключено главное содержание его мнения: «Награду душам и их пребывание в Мире Душ наши учителя назвали Ган Эденом (пп.78—79), а иногда они именовали его “Высотами” (Сукка 45б; см. п.85) и “Небесной Ешивой” (Бава меция 85б; см. п.86). А затем придут дни Машиаха, которые все еще будут относиться к этому миру. И в завершение их будет День Суда и воскрешение мертвых, включающее награду и для тела, и для души — великая надежда всех, уповающих на Святого, благословен Он. И это — Будущий мир, в котором тело возвратится вместе с душой, а душа прилепится к Высшему Разуму также, как в Ган Эдене Мира Душ, но поднимется на еще более высокий уровень постижения. И все будет существовать вовеки веков — вечно» (Шаар а-гмуль).
«Общая концепция воскрешения мертвых, если быть кратким, достаточно проста. Ввиду того, что Всевышний создал человека, состоящего из души и тела, чтобы они служили и несли свою ношу вместе как единое целое, исполняли всю святую работу, Тору и заповеди, которые Он дал им, следует, чтобы и вечную награду они получали вместе. Было бы нелогичным, если бы тело трудилось (для кого-то), не получая награды, ведь Всевышний не лишает награды ни одно создание» (Рамхаль, Даат Твунот 68). Такова позиция учителей Истинной Мудрости, ее глубину мы постараемся понять в этой основе.
Рамбан подчеркивает, что тело будет пребывать с душой в вечности, в противовес мнению Рамбама, считающего, что воскресение тела будет на ограниченное время, после которого одни лишь души будут возвышены до узла жизни. Этой теме: вечному существованию тела — мы посвятим эту главу.
«И упомянутого вопроса — как же тело может жить вечно? — и подавно не должно существовать с точки зрения философов и некоторых наших мудрецов, толкователей Торы, — ведь, по мнению философов, Вселенная в целом существует вечно, а некоторые из наших мудрецов тоже признают ее вечность и не считают, что Вселенная непременно возвратится в состояние хаоса (Рамбам, Море невухим 27), ибо все, что сотворено по воле Творца, да будет Он благословен, просуществует определенное время или вечно — в соответствии с Его волей. И так же, как они верят, руководствуясь результатами своего исследования, что основы мира (сама Вселенная и ее первоэлементы) могут существовать вечно, так и мы можем верить, опираясь на свою традицию, в возможность вечного существования отдельного человека по воле Всевышнего. Ведь так же как Его воля проявляется по отношению к целому (ко всей Вселенной), она проявляется и по отношению к частному (отдельному человеку). И несмотря на то, что кажется, будто целое продолжает существовать, а частности исчезают, мы верим, что это происходит с людьми из-за Первого греха и что это наказание, к которому они были приговорены. Но вечная Его воля заключается в том, чтобы люди жили вечно, как мы уже упомянули выше, исходя из слов наших мудрецов, благословенна память о них» (Рамбан, Врата Воздаяния).
Это мнение принадлежит «мудрецам естествознания»:
«Однако, по мнению представителей естествознания, первый человек был обречен на смерть с момента создания, поскольку его тело состоит из элементов природы. И если следовать такой точке зрения, то в данном стихе содержится предупреждение Творца о том, что, если Адам согрешит (т.е. отведает плод “от древа познания добра и зла”), он умрет именно за этот грех. И точно так же нарушители определенных законов Торы, подлежат смертной каре “от рук Небес”: например, посторонний (т.е. не коэн), который ел труму (Ваикра 22:10), или опьяневший от вина коэн, который нес служение в Храме (там же 10:9), и другие. И имеется в виду, что эти нарушители законов Торы умрут за свой грех прежде, чем наступит изначально предназначенный для них час.
И согласно такой точке зрения, именно поэтому Творец сказал, решив покарать Адама: “…пока не вернешься в землю, ибо из нее ты взят, ибо ты — прах и в прах возвратишься” (Берешит 3:19), поскольку такова человеческая природа. И ведь он с самого начала ел от плодов деревьев и семян земли, — а значит, его тело изнашивалось, и было средство, способствующее его жизнеспособности или гибели.
Но, по мнению наших мудрецов, если бы Адам не согрешил, он бы никогда не умер, ибо высшая душа обеспечивала ему возможность вечной жизни. …И как Вселенная была создана по воле Б-га, так и человек мог существовать вечно, если бы на это была воля Творца. А еда служила бы ему только для удовольствия». (Рамбан, комментарий на Тору, Брейшит 2:17).
Согласно этому мнению, что тело человека создано для того, чтобы жить вечно, и если бы не согрешил Адам с древом познания, то вошел бы в вечную жизнь, будучи в теле, выходит, что воскресение мертвых есть возвращение к изначальному плану.
«Поэтому можно поверить в сказанное (Санхедрин 92): “Праведники, которых Святой, благословен Он, воскресит в грядущем, не возвратятся в прах снова… Ты можешь спросить: А что будет с ними в то тысячелетие, когда Святой, благословен Он, будет обновлять Свою Вселенную (в седьмое тысячелетие, когда, обновляя Вселенную, Всевышний возвратит ее в первозданный хаос — Раши)?. Святой, благословен Он, дарует им крылья и они будут парить над водами”. А под словом “крылья” имеется в виду, что их души облачатся в ангельские покровы, и тела облачатся вместе с душами и не распадутся на первоэлементы. И об этом очень часто говорили наши учителя, благословенна память о них. И привычными стали в их устах слова, приведенные во многих мидрашах и в Талмуде: “Чтобы было благо тебе” (Дварим 22:7) — в мире, который весь благо; “и продлились твои дни” — в мире, который длится бесконечно (Кидушин 39б; Рут раба 6:4). Имеется в виду, что все, кто удостаиваются Будущего мира, живут бесконечно, потому что там нет смерти. И однозначно говорится в конце трактата Хулин (142а): “Нет ни одной заповеди, записанной в Торе рядом с предназначенной за нее наградой, чтобы она не указывала на воскрешение мертвых, как сказано: “Чтобы было благо тебе” — в мире, который весь благо; “и продлились твои дни” — в мире, который длится бесконечно”. И здесь разъяснили, что для воскресших из мертвых наступит “мир, который длится бесконечно”, т.е. они не возвратятся в прах вовеки веков». (Рамбан, Врата Воздаяния).
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).