Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Рамбан, Смерть, Могила, Рав Эуд Авицедек
Как написал Рамбан, воля Творца обеспечивает сохранение тела в вечности, а поскольку человек согрешил, то эта воля отошла и была установлена смерть. В будущем эта божественная воля восстановится и даст сохранение телам, что и обеспечит их вечное существование.
В частности, он поясняет, что исполнение заповедей (в их числе — 613, соответствующем количеству органов и мышц человека) дает силы существовать телу человека, обеспечивая его вечность.
В глубинном понимании, в этом состоит намек Рамбана: «Есть в этой форме глубокие тайны, ибо сотворение человека в этой форме не было суетным и бессмысленным, но было по великой необходимости и достойному замыслу, и Создатель его, благословен Он, желает его сохранения» («Шаар а-Гмуль»).
Такова форма тела, она есть одеяние для внутренней формы, которая есть модель высших миров: высших черт руководства, тайны «образа Бога». Как говорил об этом рабби Моше Кордоверо:
«Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — в том, что он является действиями Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!» («Томер двора», гл. 1).
И разумеется, Тора в ее высшем корне — это сокрытый свет, который сохраняет того, кто прильнул к ней. И если бы не грех, то Адам удостоился бы того света и жил бы вечно.
Человек есть цель и избранное творение, про пятки Адама, первого человека, сказано, что они затмевали солнечный круг. Ибо онесть цель создания солнца, он сотворен по образу Бога, нет ничего удивительного в том, что сохранность этой формы — вечна.
«Ибо сохранность тела обеспечивается сохранностью души, а сохранность души в ее единении с Высшим Разумом, и сохраняемый будет подобен Сохраняющему, будучи единым с Ним» (там же).
Такова цель сотворения человека — малого мира — и его формы: единства неба и земли — души и тела. Прах земной и душа живая. Все это с целью исправления всего творения, его приведения к вечному существованию. Вечность сохранности тела человека есть основа вечности тел всех существ в мире воскресения, как мы поясним.
Мудрецы наши открыли нам пять частей сущности человека: нэфэш, руах, нэшама, хая, йехида.
Мы подробно разбирали слова автора книги «Нэфэш а-Хаим», который изложил суть этих пяти аспектов. Здесь мы приведем его слова относительно двух высших частей: хая и йехида.
«… Корень души есть “душа души”, о которой говорится в книге “Зоар”. Она называется Хая, и ее был удостоен первый человек, Адам, как и аспекта Йехида, включенного в него. Тайна мира “Адам Кадмон”… что Адам, первый человек, удостоился истинных аспектов хая и йехида в их главном месте… И в этом главный смысл изречения наших мудрецов, учивших о стихе “да произрастит земля душу живую”: “даже душу Адама, даже душу Машиаха”. Ибо этот аспект есть тайна Общины Израиля, высшей страны жизни. (То есть, корень элемента земли находится в четырех элементах древних корней, прародителями всех миров, и он упомянут в Зоар, глава Ваэра 23б). И см. Зоар Шмот 12а и в главе Шлах 174б о тайне сказанного “да произрастит земля душу живую…”, и см. комм. Рамбана на стих “сделаем человека”, ибо дух Господень говорил в нем.
И потому Адам, первый человек, должен был жить вечно. Ибо “мудрость дает жизнь обладателю ее”. И в этом смысл слов “произрастит земля душу живую”. Но из-за греха его она отошла от него.
… И с тех пор ее не удостоился ни один человек, живя в этом мире… И мы надеемся обрести ее после воскресения, когда Бог, если возжелает, изольет на нас дух свыше».
И он поясняет там ее суть и высоту:
«И она есть корень аспекта мысли человека. Ибо аспект мысли возникает, когда прилепляется человек своей мыслительной способностью и мыслит конкретную вещь. И в этом состоит аспект души (нэшама), как сказано: “Душа (нишмат) Вседержителя понимает их” (Иов 32). И тогда мысль постигается, по меньшей мере, самим человеком, который мыслит ее, но корень источника возникновения самой мыслительной способности является совершенно сокрытым и тайным, и даже сам человек не в силах постичь, откуда она берется. И это аспект корня его души. И этот аспект сокрыт. Это идея сочетания букв в слове. Она есть корень души букв и сила их духовной сути в их высшем корне. И истинная суть порядка их сочетания в их высшем корне не дана нам сегодня в постижение. Ибо сегодня мы не способны постичь аспект корня души.
Но после воскресения мы сможем уразуметь тайну порядка сочетаний букв в корне их святости. И об этом сказано в книге “Зоар”, глава Беаалотха 152б: “Тора… и в будущем мире они готовы к тому, чтобы вглядеться в душу души Торы”.
И в этом состоит идея корня души всего народа Израиля вместе — сфира “Малхут” мира “Ацилут”. И потому она называется “Община Израиля”.
Этот аспект есть единство между сотворенным существом и эманацией святости Благословенного, в котором пребывает полнота вечного существования».
Постараемся в какой-то мере понять его слова, кратко предварив некоторые сведения.
Первое: Форма всей действительности есть нисходящая цепочка миров — от высшего к низшему. И таким образом бесчисленное множество миров изводятся, творятся, оформляются и созидаются, каждый цепляется за тот, который над ним, получая свое происхождение от него, подобно печати от печатки. Мир, находящийся ниже, был заключен в тот мир, который над ним, опустился и огрубел до состояния собственного существования сообразно своей нижней ступени. Получается, что более высший мир включает удивительным единством все миры, произошедшие из него.
Второе: Вся реальность представляет собой сосуды и светы. Внутреннее содержание — это свет, который светит через оболочку сосуда. Такова форма мироздания: свет и сосуд, небо и земля, мужчина и женщина, душа и тело.
Третье: Вся эта структура, соответствующая форме человека и порядку происхождения его души, имеет целью самого человека, его служение Творцу, осуществляемое посредством очищения тела, через которое душа будет способна излучать свой свет, таким образом, оба — и душа, и тело — приобретают свое совершенство.
Четвертое: Цель всего этого происхождения миров — возврат к своему источнику, единение со своим корнем. В этом тайна раскрытия единства, возвращения мира к своему единому общему Источнику.
Пятое: Все эти цепочки происхождения находятся в соответствии с цепочкой нисхождения Торы от высоты ее Источника до нашего мира.
Шестое: Цель творения человека заключалась в том, чтобы он жил вечно в своем теле, очищенном с помощью его души, и таким образом душа достигла бы своего совершенства, вобрав в себя тело в исправленном единстве, сообразно корню их обоих. Грех, и смерть, как его следствие, явился причиной разделения и разъединения между душой и телом, а потому и их исправления порознь. Грех явился причиной того, что аспект души (нэшама) теперь находится вне рамок структуры человека, облекая его снаружи, равно как и аспекты хая и йехида. Оба этих положения увязаны друг с другом, ибо высшие части души включают в себя также и идею тела в его исправленном состоянии, а потому, пребывая внутри структуры Адама, первого человека, они обеспечивали ему вечную жизнь.
Поэтому, оба этих исправления: воскресение мертвых и соединение с корнем души — аспектом йехида — связаны друг с другом. И конечно, корень их в том раскрытии Торы, которого мы ждем в будущем: «душа души Торы», поразмысли над всем этим как следует.
Еще несколько слов должны мы сказать относительно букв и их смыслов.
Буквы суть те инструменты, которыми Бог создавал небо и землю. Тайна их сочетаний есть та живая душа, которая в них. Она есть их высший смысл, и это тайное содержание всего существующего, постижение корня души. Приведем слова автора «Нэфэш а-Хаим»:
«Ибо известно, что душа человека в своем общем виде заключается в трех аспектах: действие, речь и мысль — нэфэш, руах, нешама (сокращенно “наран”), это ее буквы, огласовки и интонации. Интонации — это души, огласовки — духи, а буквы — физическая жизненная сила.
Буквы — это аспект действия: ибо существование букв самих по себе, без огласовок, не могут быть ничем, кроме как действием, то есть действием написания, как они написаны в свитке Торы без огласовок. Ибо в речи невозможно извлечь их из уст иным способом, кроме присоединения к ним огласовок, поэтому буквы, взятые отдельно, без огласовок, называются аспектом “нэфэш”. То есть, аспектом действия, как известно.
… Интонации же слов суть аспект мысли, намерения сердца, то есть аспект “нэшама”, как известно. Ибо это движение и управление огласовками и буквами, их склонение в определенную сторону, а это зависит от разумной мысли. И поэтому они называются “таамим” (буквально “смыслы”). То есть, толкование всякой вещи — это сокрытый в ней разум, и из него может человек постичь его в своей мысли» (Врата вторые, глава 16).
Постижение смысла сочетаний букв — это постижение аспекта «нэшама»: «Мысль есть аспект “нэшама”, которая научает человека знанию и разумению святой Торы, поэтому основное место ее пребывание — это мозг, инструмент мысли, и это наивысший аспект в них» («Нэфэш а-Хаим», врата первые, гл. 14).
Отсюда мы можем уразуметь, что воскресение мертвых, то есть воскресение сосудов, корнями которых служат буквы, происходит в результате постижения души тайны их корневых значений и сочетаний. Таково постижение души в будущем, в аспекте хая, тайных смыслов корней действительности, и оно воскресит все существующее.
Размышляя над этими основами, мы сможем постичь смысл слов «Нэфэш а-Хаим».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.