Темы: Менора, Традиция, Маген Давид, Амулеты, Батшева Эскин, Материалы для Бней Ноах
Звезда Давида, маген Давид, — наверное, самый узнаваемый еврейский символ. Эту шестиконечную звезду (гексаграмму), составленную из двух взаимосвязанных треугольников, мы видим на многих еврейских надгробиях, на мезузах, менорах, на автомобилях израильской «скорой помощи» — не говоря уж о флаге Израиля!
Название этого символа — «маген Давид» — буквально переводится как «щит Давида». Мы встречаем слова царя Давида о «щите спасения» и в Псалмах: «И одарил Ты меня щитом спасения Твоего» (Псалмы 18:38), и в книге Пророков: «И одарил Ты меня щитом спасения Твоего, и милостью Твоей я возвеличен» (Шмуэль II 22:36). Обе эти цитаты говорят о том, что Давид не мог бы победить всех врагов лишь собственной мощью, смекалкой и удачей. Только при поддержке Всемогущего была возможна каждая из его воинских побед.
Сама же звезда Давида как символ не упоминается ни в Письменной Торе, ни в Устной, и есть все основания утверждать, что это не еврейский символ, а универсальный. По крайней мере, он использовался в древние времена и в Индии, и в Британии, и еще в некоторых удаленных друг от друга частях света.
В еврейской архитектуре звезда Давида начинает встречаться с периода Второго Храма — например, в орнаменте фриза синагоги в Кфар-Нахуме (II-III век н. э.), а также на еврейском надгробии того же периода на юге Италии. Но придавалось ли тогда гексаграмме иное значение, кроме декоративного, сложно сказать.
Тем не менее, исследуя многогранную символику этого лаконичного знака, мы убеждаемся, что в нем зашифрованы глубочайшие — и именно еврейские — концепции.
Шесть лучей символизируют власть Вс-вышнего над Вселенной во всех шести направлениях: север, юг, восток, запад, вверх и вниз. Кроме того, можно сказать, что шестиконечная звезда как бы получает форму и вещество из своего центра, ядра. Это внутреннее ядро представляет собой духовное измерение, окруженное шестью универсальными направлениями. Так же и шесть будних дней недели получают духовный заряд из центрально расположенного шабата.
В Каббале два треугольника, из которых составлен маген давид, указывают на дихотомию, двойственность, присущую человеку: добро против зла, духовное против физического и т.д. Эти два треугольника могут также представлять собой взаимоотношения между еврейским народом и Вс-вышним: треугольник, указывающий «вверх», символизирует наши добрые дела, которые идут на Небеса, а затем активизируют поток добра обратно в мир, символизируемый треугольником, указывающим вниз.
Некоторые отмечают, что Звезда Давида является сложной фигурой, которая имеет не шесть (гексаграмма), а 12 (додекаграмма) сторон. Можно рассматривать его как состоящий из двух перекрывающихся треугольников или состоящий из шести меньших треугольников, возникающих из центральной гексаграммы. Как и еврейский народ состоит из 12 колен, так и звезда имеет 12 сторон.
И это только некоторые из объяснений этого глубокого и многогранного символа, прочно соединившегося в сознании людей с еврейским народом.
Этот символ — схематичное изображение руки — вообще не имеет никакого отношения к иудаизму, хотя у многих ассоциируется с евреями. Слово «хамса» происходит от арабского «пять», что в данном случае указывает на количество пальцев на руке.
Хамсы были популярны во всем арабском мире со времен средневековья и, очевидно, это чисто мусульманский символ, просочившийся в культуру еврейских восточных общин, веками живших среди мусульман. Говорят, что хамсы приносят удачу или защищают от «дурного глаза», но, конечно, эти представления не имеют ничего общего с еврейским мировоззрением, ведь Тора неоднократно предостерегает нас от веры в талисманы или предзнаменования. Мы верим только в Единого Б-га.
На официальном гербе города Иерусалима красуется лев в окружении оливковых ветвей, изображенный на фоне камней Западной стены. Лев встречается на многих гербах, но в данном случае, выбор именно этого животного продиктован не желанием устрашить врагов, а желанием утвердить связь израильской столицы с еврейской Традицией. Ведь Тора называет молодым львом родоначальника одного из 12 колен Израиля — Йеуду, давшего имя всему еврейскому народу, иудеям.
Когда наш праотец Яаков почувствовал приближение смерти, он призвал к себе всех сыновей и дал каждому их них особое благословение, ставшее основой для формирования в дальнейшем 12 колен Израиля, а вместе с тем — 12 типов евреев.
Когда Яаков благословлял Йеуду, он сравнил его со львом и сказал, что однажды его потомки станут одними из самых выдающихся евреев: «Молодой лев Йеhуда, от растерзания, сын мой, ты устранился. Преклонил он колена, лег, как лев и как львица, кто поднимет его! Не отойдет скипетр (власти) от Йеhуды и стило закона от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение народов» (Берешит 49:8-10).
После смерти царя Шломо в X веке до н.э. десять северных колен отделились, образовали царство Израиля, впоследствии были угнаны ассирийским царем Санхеривом и в конечном итоге — потеряны. Колена Йеуды и Биньямина, образовав царство Иудеи, сохранили себя до наших дней. Надел колена Йеуды включал в себя Иерусалим, что делает образ льва Йеуды особенно подходящей эмблемой для города Иерусалима.
Хай означает «жизнь» на иврите. Это вдохновляющее слово часто гравируют на еврейских ювелирных изделиях и других предметах иудаики, утверждая одну из самых важных ценностей в еврейской религии: сохранение и празднование жизни.
Слово «хай» образовано буквами хет и йуд, что в числовом значении (гематрии) дает число 18 (хет = 8, йуд = 10). Хотя само число 18 имеет важное значение в еврейской Традиции (например, мы знаем, что читаемая трижды в день молитва называется «18 благословений»), изображение букв «хай» не имеет древних корней и ношение украшений с этим символом никоим образом не охраняет и не оберегает от несчастий.
Тору и ее заповеди сравнивают с Древом жизни, ведь изучение Торы приводит человека к любви к Б-гу, как говорят мудрецы. Царь Шломо писал: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи 3:18). О Древе жизни, взращенном в середине Эдемского Сада, впервые говорится в книге Берешит. Постижению духовного смысла этого символа посвящена главная книга величайшего каббалиста XVI века АРИ, записанная его учеником раби Хаимом Виталем.
Древо жизни — это источник приближения к Б-гу, который доступен каждому человеку и приводит к великому удовольствию близости к Б-гу после того, как душа расстается с телом. Организация Толдот Йешурун также избрала Древо Жизни в качестве своего символа — ведь она занимается именно приближением евреев к вечной жизни, жизни по Торе.
Менора, семисвечный храмовый светильник, изображенный на гербе Государства Израиль, видимо, является самым древним и поистине еврейским символом. Тора рассказывает о том, как Сам Вс-вышний повелел Моше построить ее на горе Синай: «И сделай светильник из чистого золота…» (Шмот 25:31-40) и описал подробно, как этот светильник должен выглядеть.
Золотая менора была помещена в Мишкане, переносном Храме. Когда евреи завоевали Иерусалим и построили там постоянный Храм, менора была перенесена туда. Праздник Ханука знаменует собой повторное освещение этого драгоценного семисвечника после того, как он был осквернен греческими солдатами.
111 лет спустя, в 70 г. н.э., римские солдаты во главе с Титом разграбили Храм и увезли прекрасную Менору с собой в Рим. По сей день в центре Рима стоит Арка Тита, на барельефе которой изображено триумфальное шествие римлян с иерусалимскими трофеями.
Реконструкцию золотой Меноры Второго Храма можно увидеть в Старом Городе Иерусалима, где она ждет своего часа — конечного Избавления и восстановления Храма.
О символике Меноры много сказано в каббалистических книгах. Рабби Ашер бен Давид, раби Менахем Реканати, книга «Тикуней Зоар» говорят о том, как Менора символизирует духовное строение мира. Хотя Менора состоит из ветвей, бутонов, чашечек и прочего, она является не комбинацией частей, но одним целым, созданным из одного слитка золота. Так же и мир сфирот, хотя и множественен, в глубинной сути является единым.
***
Еврейские символы — как графические, так и метафорические — всегда несут в себе глубокий смысл, указывая нам на связь между материальным миром, в котором мы живем, и миром духовным, к которому мы стремимся. Для некоторых еврейские символы остаются просто картинками, другие, к сожалению, считают их чем-то вроде языческих оберегов… Но для тех, кто видит в них связь между видимым и невидимым, конкретным и абстрактным, — они станут еще одним способом постижения этого мира и его Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.