Из цикла «История еврейского народа», темы: Греки, Ассимиляция, Идолопоклонство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа
Изменники внутри страны
Начало правления Антиоха Третьего было благоприятным для евреев. Он предпринимал меры, чтобы смягчить обстановку и залечить раны, нанесенные Иудее во время войны между Сирией и Египтом, но в результате поражения, нанесенного Антиоху Третьему римлянами, на побежденное царство была наложена огромная контрибуция. Чтобы собрать необходимую сумму, царь увеличил налоги во всей империи, в том числе и в Иудее. Когда Антиох умер, его наследник Селевк Четвертый продолжал править жестокой рукой.
В этот период росло влияние эллинистической культуры на еврейское население Иудеи. Первосвященник Йоханан понимал страшную угрозу, нависшую над его народом. Греки превыше всего ставили физическую красоту и гармонию. В противоположность греческим ценностям Тора уделяет главное внимание духовному совершенству. Внешняя красота значима, только если она подчиняет себя истине. Всеми силами, в особенности после скандальной истории с эллинизацией еврейской богатой верхушки и семейства Тувьи, первосвященник Йоханан препятствовал распространению эллинизма в среде еврейского народа, всячески противодействовал введению греческих праздников на территории Иудеи. Поэтому греки ненавидели его. Один из них сообщил наместнику Селевка Четвертого об огромных богатствах священного Храма в Иерусалиме: каждый еврей ежегодно жертвовал Храму полшекеля, и эти деньги шли на содержание Храма и на воспитание сирот.
Селевк очень нуждался в деньгах для уплаты подати римлянам. Он отправил в Иерусалим своего министра Гелидора, чтобы тот конфисковал деньги, принадлежащие Храму. Напрасно первосвященник Иоханан просил этого не делать — Гелидор, не слушая его, вошел в ворота Храма, но неожиданно потерял сознание. После случившегося Гелидор не посмел повторить этот шаг.
Вскоре после описываемых событий Селевк был убит, и на сирийский престол взошел Антиох Эпифан. Антиох воспитывался в греческих традициях и видел в них силу, гармонию и порядок. Он мечтал объединить свою империю под властью единой греческой, культуры. Во всех частях империи, кроме Иудеи, не было никаких препятствий для выполнения его плана. Порабощенные народы не отказывались присоединить к своим божествам греческих богов, и только евреи продолжали с замечательным упорством провозглашать Единство Б-га.
Первые раздоры
Но не меньшая опасность грозила нашему народу изнутри, из среды эллинизированных евреев. Йеошуа, брат первосвященника Йоха-нана, давно называл себя греческим именем Ясон. Он предложил Эпифану сместить Йоханана с поста первосвященника и назначить его на эту должность. Ясон обещал греческому царю увеличить размер подати, вносившейся Иудеей, и построить в Иерусалиме «гимназию» — стадион для физкультурных упражнений, как это было принято у греков. Антиох с удовлетворением принял это предложение, сместил Йоханана и назначил вместо него Ясона, который тут же начал активно внедрять греческий образ жизни. Ясон привлек на свою сторону других коаним, которые совершенно забросили службу в Храме.
Через три года Ясон получил заслуженное наказание. Каждый год он посылал в столицу Антиохии подати со своим приближенным по имени Менахем. Этот посланник, называвший себя по-гречески Менелаем, предложил Антиоху передать ему должность первосвященника, обещая еще больше увеличить взимаемые с Иудеи налоги. Менелай дал взятки приближенным Антиоха Эпифана, чтобы те поддержали его план. Антиох сместил Ясона и передал его пост Менелаю. Чтобы удовлетворить постоянно растущие требования Антиоха Эпифана, Менелай урезал средства на содержание Иерусалимского Храма. Бывший первосвященник Йоханан всячески противился деятельности Менелая, и Менелай нанял убийц, которые лишили жизни праведника. Напрасно приверженцы Йоханана требовали суда над Менелаем: царь оправдал своего ставленника и его приспешников. Все эти события вызвали возмущение в народе.
Тем временем вспыхнула война между Антиохом Эпифаном и Птолемеями. Войска Антиоха завоевали почти весь Египет. Но к Антиоху прибыла римская делегация и потребовала от него покинуть страну. Антиох вынужден был подчиниться.
Во время египетского похода Антиоха распространились слухи о смерти царя. Они послужили сигналом к восстанию евреев против грабителя и убийцы Менелая, и он вместе со своими приспешниками скрылся в крепости Акра около святого Храма.
Царствование Антиоха
Когда Антиох, вернувшийся из неудачного египетского похода, услышал о восстании в Иерусалиме, он пришел в ярость. Антиох обрушился на евреев и убил тысячи ни в чем не повинных людей. Чтобы заставить весь народ эллинизироваться, сирийский император объявил вне закона саму еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. В 3593 году (167 году до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. После этого начались жестокие преследования всех верных Торе евреев. Того, кто соблюдал шабат, убивали; того, кто совершал обряд обрезания своему сыну, убивали; того, кто не хотел есть свинину, убивали. Даже от престарелого, девяностолетнего старца Элиэзера прислужники Антиоха потребовали, чтобы тот тоже ел свинину, подавая этим пример другим. Когда Элиэзер отказался сделать это, ему предложили, чтобы он взял кусочек свинины и только изобразил, будто ест ее. Но праведник отказался и умер, освящая Имя Творца. Подобно ему, предпочли смерть бесчестью тысячи евреев.
Хане, еврейской матери, пришлось присутствовать при казни семи ее сыновей, которые избрали смерть, но не поклонились идолу. Их героический подвиг по сей день является примером преданности традициям своего народа.
Греки шли от города к городу и от деревни к деревне, заставляя жителей изменить Торе. У евреев осталось только одно убежище — пещеры Иудейских гор, но и туда добирались греческие солдаты.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»