Из цикла «Даат тфила», темы: Мудрость, Сотворение мира, Иврит, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Значение слова тфила (молитва) и ее суть
«Ибо имя выражает главное в объекте и его сущность» — (Маараль, Гур Арье, Берешит 9:23).
Эта часть — есть общее предисловие. В ней содержатся намеки на бо́льшую часть вопросов, которые будут объясняться в данной книге. Поэтому в дополнение к обсуждению основного содержания данной части мы будем указывать главы, в которых такие вопросы будут выясняться подробно.
«А земля была безвидна и пуста» — (Берешит 1:2). «…а эта материя, называемая эюли, на Святом языке называется тоху, и слово это происходит от выражения “передумывать (тохе) о прошлых своих (решениях)”. Поскольку, если человек пытается присвоить ей имя, он очень скоро передумывает и называет его по-другому, ибо она не облачилась в форму, чтобы пристало ей какое-либо имя. А форма, облачающаяся в эту материю, называется на Святом языке боху, и это — словосочетание, то есть бо ху (в нем он)». (Рамбан, Комментарий к Торе, Берешит 1:2).
«Имя указывает на сущность, имя — это определение объекта, указывающее на суть данного объекта» (Маараль, Гвурот аШем 26).
Всякий объект, по отношению к которому нет постижения имени, относится к категории тоху: это существование материи без формы. Имя указывает на его форму, другими словами — внутреннее содержание, определение и смысл данного объекта. Постижение имени — это понимание сущности.
«Откуда нам известно, что имя влечет (последствия)? Сказал раби Элазар: ибо сказано в Писании: “Идите, созерцайте творения Бога — какие производит Он опустошения (шамот) на земле”. Не читай шамот, а читай шемот (имена)». (Брахот 7). Имя уводит реальность от опустошения — от тоху. В Святом языке слова шем (имя) и шмама (запустение) — однокоренные, и это один из корней, обладающих противоположными значениями, сводящимися к одному.
«И образовал Г-сподь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Берешит 2:19). Суть данного служения заключалась в глубоком постижении содержания творения, смысла всех тварей. Человек должен был осмыслить суть творения, его корень и цель, и тем самым раскрыть волю Творца в каждом из сотворенных объектов. Тогда он сможет повести их к своему предначертанию: выполнению воли Творца, исправлению мира под властью Всевышнего.
«Сказал раби Элазар: Первый человек был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле” (Хагига 12). Величие постижения его разума и пророчества, которые объяли все творение, — от начала его эманации и до конца его ступенчатого развития, до материального мира, — дало ему способность называть имена: определять сущность каждой твари и ,тем самым, отделять ее от другой. “Первый человек знал каждого ангела… и на что назначен каждый из них; и знал имена каждого из них, — ведь они назывались в соответствии со своей миссией” (Тикуней Зоар 57).»
«Сказал раби Йеуда, сказал Рав: Первый человек был от конца мира и до конца (мира), как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от конца неба до конца неба” (Хагига 12).» Его постижение охватывало творение во все времена и поколения, со всеми сотворенными, живыми и неживыми, которые будут в нем. И именно оно помогло ему понять корни каждого создания и его предназначение и принципиальное отличие от других, то есть — его имя.
Понятно, что его постижение включало и духовный корень этих творений. Речь идет о буквах Святого языка, которыми были созданы небо, земля и все их воинство. Тем самым он мог составлять буквы в имена, которыми он назвал все создания в соответствии с корнем сущности каждого из них и его предназначением в творении. «…Мне кажется, что объяснение этого мидраша таково. Человек своей мудростью и разумом понял природу каждого животного, и дал каждому из них имя, подобное его природе и качеству, которое он узнал. А буквы, из которых он складывал их имена, соответствуют их природе и качествам, и имена эти были осознанные. Другими словами, Адам в своей мудрости познал природу льва, что он — сильнейшее животное, царь зверей, так что пророки даже уподобляли Всевышнего льву (“за Г-сподом пойдут они, как лев зарычит”), и вышло у него имя אריה (арье). Буквы, из которых состоит это слово, частично совпадают с буквами, из которых состоит Имя Всевышнего, а “лишняя” буква ר означает дух. Таким образом, само по себе слово אריה описывает его суть (рабейну Бехайе). Нечто подобное пишет и Виленский Гаон: “И как назовет человек всякую живую душу, так и имя его” — толкование таково: в соответствии с душой называл им имя, а не с их материей» (Адерет Элияу).
С этим и было связано достоинство человека и его величие, как сказано в мидраше: «В час, когда Всевышний собирался сотворить человека, посоветовался с ангелами служения. Сказал: сделаем человека. Сказали Ему: этот человек, какова его сущность? Сказал им: его мудрость больше вашей. Поставил перед ними животных, зверей и птиц, и сказал им: этот — как его имя? И не знали они. Провел их перед Адамом, сказал ему: этот — как его имя? Сказал: это бык, это осел, это лошадь, это верблюд. — А твое имя каково? Сказал Ему: мне подобает называться Адам, поскольку я сотворен из земли (адама)» (Берешит раба 17:4).
Постижение Творца также связано с познанием Его имени. «Сказал ему: А Я — как Мое имя? Сказал Ему: Тебе подобает называться Г-сподь, поскольку Ты — господин всех Своих творений. Сказал рав Аха: “Я Г-сподь — это Мое имя” (Йешая 42) — это имя, которое дал Мне Первый человек» (Берешит рабараба 17:4).
Ведь сущность Творца невозможно постичь: «мысль никак не схватывает Его», и мы постигаем только Его раскрытие творениям и пути Его управления ими. Корень этих путей — это Его имена. В этом и заключается цель человека — понять глубину путей Всевышнего, идти по ним и прилепляться к ним, «стать для них колесницей». Это — особенность Израиля, таковы «знающие Твое имя».
Мы прояснили немного смысл понятия «имя», «наименование». Объяснив значения слова-наименования тфила (молитва), мы поймем его содержание и смыслы, и тем самым постигнем, насколько возможно для нас, волю Всевышнего в данном служении, в молитве.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»