Из цикла «Знание веры», темы: Ашгаха пратит, Вера и упование, 13 основ веры, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
[Ниже приводятся различные формулировки десятого из принципов веры Рамбама — прим. ред.]
…Что Всевышний знает деяния людей и не закрывает глаза на них, — не так, как считают некоторые: «оставил Господь землю», но как сказано: «Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деянии его»; «И увидел Господь, что велико зло человека на земле…»; и сказано: «Вопль Сдома и Аморы, ибо велик он». Это указывает на эту десятую основу.
Десятая основа — что Всевышний знает все действия людей и не пренебрегает ими, как думали говорящие «оставил Господь землю», но, как сказал пророк: «Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деянии его»; И увидел Господь, что велико зло человека на земле…»; и сказано: «Вопль Сдома и Аморы, ибо велик он». Это указывает на эту десятую основу.
Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его имя, знает все действия человека и все их мысли, как сказано: «создающий вместе их сердца, понимающий все их деяния».
Все существующие, кроме Творца, от первичной формы и до мелкого комара — все существует в силу Его истинности, и поскольку Он знает Себя, Свое величие, великолепие и истинность — Он знает все и ничто не скрыто от Него (2:9).
А вот те, у кого нет доли в Грядущем мире, но отвергаются и пропадают, и судятся за свое великое злодейство и грех навеки и во веки веков — еретики, и безбожники, и отрицающие Тору… Трое называются безбожниками… и говорящий, что Творец не знает деяний человека… (3:7).
Данная Основа — первая из третьей группы принципов веры. Выше объяснялось, что суть пяти первых основ — существование Творца, следующих четырех основ — пророчество и Тора с небес. Третья же группа восполняет две предыдущие группы. Ее суть — отношение между Творцом и человеком, в зависимости от исполнения человеком Торы и заповедей. Автор книги «Икарим» объединил эти основы под заголовком «награда и наказание», поскольку в них заключается конечный замысел провидения. Ведь цель Провидения — воздаяние блага, Грядущий мир, и для этого сотворены человек и все мироздание.
Всеведение Творца включает два аспекта: первый — знание Творца из категории Его всемогущества: что Его знание не ограничено, оно объемлет все изменчивые детали, это знание не влечет изменение Знающего, и Его знание не противоречит свободе выбора человека. Все это — вопросы веры, и некоторые комментаторы относили их к данной Основе.
Рамбам отождествляет мнение Иова, нашедшее свое выражение в одноименной книге Писания, посвященной данной Основе, с мнением Аристотеля. Последний считал, что нет провидения по отношению к изменяющимся деталям, находящимся ниже сферы Луны. А мнения друзей Иова Рамбам отождествил с другими философскими подходами к вопросу о провидении. Мальбим в своем комментарии к книге Иова также выражает различные взгляды по поводу знания Всевышнего о частностях человеческих деяний и его соотношения со свободой выбора, приписывая их Иову, и отрицание этих взглядов в ответах его друзей и Творца.
Второй аспект всеведения Творца — Его знание в смысле отношения между Всевышним и человеком, то есть индивидуальное провидение. Порождение индивидуального провидения — награда и наказание, и это следующие Основы. В данном аспекте, суть знания Всевышнего — близость, ведь его цель — вечное приобщение к Творцу, Грядущий мир, конечное воздаяние. Все желание Провидения — предуготовить человеку это благо.
Он объясняет два аспекта данной Основы: «Десятая основа, всеведение Бога, включает в себя две веры: одна — что Всевышний знает все действия человека, то есть — их индивидуальные деяния. А вторую — объяснил Рав (Рамбам), сказав, что Он не пренебрегает ими, то есть — не скрывает Свои глаза от них, но надсматривает над ними. А доказательство, которое он привел, включает оба аспекта, ибо в сказанном “Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих” подразумевается всезнание Бога. А в сказанном далее “дабы воздать каждому по путям его и по плодам деянии его” речь идет о провидении и суде. И остальные цитаты из Писания, которые привел Рав в объяснение данной Основы, указывают на оба аспекта — на всеведение и на провидение» (Рош Амана, 8).
Некоторые назвали данную основу «всеведением», мы же предпочли назвать ее «индивидуальным провидением», поскольку именно это название лучше всего характеризует данную основу. Это вера в знание Творца, относящееся к человеку, а не в некое абстрактное теологическое знание, указывающее на всемогущество Творца — оно относилось бы к первым основам. Тем более что Рамбам в Законах раскаяния приводит данную основу вместе с основами о пророчестве и о пророчестве Моше, которые относятся к теме провидения.
Следует отметить, что данная группа основ упоминается не в Законах основ Торы Рамбама, а в Законах раскаяния. Это указывает на то, что данные основы относятся не к реальности Творца и раскрытию Его воли, а к отношению Творца к человеку: Божественному провидению и приведению человека к конечному воздаянию, Грядущему миру, миру приобщения к Творцу, и в этом заключается возвращение к Богу человека и всего мироздания. Поэтому Рамбам пишет о них в Законах раскаяния, где объясняются вопросы о всеведении Всевышнего и свободе воли, исправления греха, суде о награде и наказании, эпохе Машиаха и воскрешении мертвых.
В разъяснении данной Основы мы в основном будем рассматривать аспект провидения, не оставляя, однако, без внимания, другие аспекты, которые были подробно объяснены в первой части.
«Ясно и общеизвестно, что вера в знание Бога о жителях низшего мира, их индивидуумов и Его провидение на них в общем в частном — великий принцип Торы Моше. Ведь безбожник, утверждающий, что Всевышний не обладает знанием об индивидуумах низшего мира и о провидении над ними, отрицает всю Тору. И также отрицающий провидение, утверждающий, что Творец не надзирает над людьми, делают ли они добро или зло, постигнет ли их удача и спасение или же страдание и бедствие — все происходит случайно, не по воле Бога и не по Его намерению по отношению к ним — у такого человека также нет доли в Грядущем мире, памятования и справедливости в Торе, в ее заповедях и предупреждениях, ибо не вспомнит Бог о них и об их обетованиях, добрых или злых, ибо не о таких [людях идет речь], и также [нет у него отношения] к пророчеству, ибо пророчество есть воистину великое провидение.
Но мы должны верить, что Бог знает обо всех индивидуумах и их частностях, высших и низших, их деяниях и мыслях, прошлое, настоящее и будущее. Ибо именно Он делает их и производит их из абсолютного ничто к бытию, и будем сильно верить в сказанное Писанием: “ибо все сердца испытует Господь и всякое порождение мыслей знает”. А после этого перейдем к вере в провидение и охранение, сделаем вывод и поверим в сказанное Писанием: “Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деянии его”.
А после этого станет ясно для нас существование Торы и заповедей, ибо после того, как мы верим, что Бог знает и управляет всем, наша вера распространится на пророчество, и мы поверим, что Всевышний знает и управляет, приказывает и предупреждает, то есть — заповедает нам делать доброе и правильное и предостерегает нас от зла, и хранит нас и исполнит для нас все добрые обетования Торы, и приведет на преступников возмездия, которые присудит им» (Рамбан, предисловие к книге Иова).
«Исполнит для нас все добрые обетования Торы», но когда в мире есть видимость «искривленного суда», требуется этот принцип: верить в справедливость Его провидения и суда над людьми.
«Есть вещь, приносящая боль сердцу и скорбь мыслям, и только из-за нее многие во всех поколениях повлеклись за полным безбожием, и это — видимость искривленного суда, и праведника, которому плохо, злодея, которому хорошо… Это корень бунта у всех мятежников во всех народах и языцех» (Рамбан, предисловие к книге Иова).
Видимость неправедного суда приводит к отрицанию либо всеведения, либо провидения. И об этом Моше написал отдельную книгу — книгу Иова.
«Это притча, призванная объяснить мнения людей о Провидении» (Море Невухим). Наши Учителя свидетельствовали о важности книги: «Аллегория, с которой связаны замечательные вещи, тайны мироздания. Объяснены в ней великие сомнения и раскрыты истины, выше которых нет».
«Знай, что поскольку данный вопрос — великая основа в Торе, изначально выглядящая весьма запутанной, посвящена ему отдельная книга Писания — книга Иова. Некоторые из наших Учителей говорили, что написал ее Моше, и ему было продиктовано Свыше о том муже и его друзьях, подобно тому, как продиктована ему книга Берешит и приказано записать ее, поскольку тема книги Иова — корень веры и основа Торы» (Рамбан, предисловие к комментарию на Иова).
Объяснению мнений относительно Провидения, упомянутых в книге Иова, мы посвятим отдельное эссе.
«…И исполнит нам все благие обетования, что в Торе». Видя в мире кривосудие по отношению к народу Израиля и его страданиям, его приниженность и изгнание между народами, отступники отрицали вечное избрание Творцом своего народа. Они отвергли также остальные основы веры, относящиеся к данной группе: приход Машиаха к Израилю, надежду на их избавление и обетованный им Грядущий мир. Отсюда исходят основы веры о предназначенном для народа Израиля: приход Машиаха и воскрешение мертвых.
Рамбам и подавляющее большинство наших Учителей считали, что индивидуальное провидение относится только к человеку, а для остальных творений провидение надзирает только за их видом. Учителя последних поколений подробно обсуждали данный вопрос, и привели аргументы в ту и другую сторону. Мы объясним это далее.
Следует также различать между уровнем провидения по отношению к праведнику, с одной стороны, и провидения по отношению к среднему человеку и злодею. Также нужно различать между особым провидением, направленным на народ Израиля и землю Израиля, в отличие от провидения, относящегося к другим народам и их странам. Далее мы подробно объясним все это, а также сущность индивидуального и общего провидения.
Это два управления, которыми Творец ведет мироздание к его полному исправлению. Каждому виду управления соответствует свое провидение.
Все вопросы, связанные с третьей группой основ веры, замечательно объясняет Истинная мудрость — каббала. Как пишет Рамхаль в начале книги Даат Твунот: «СКАЗАЛА ДУША: Само существование Всевышнего как Творца, Его единство, вечность, пребывание вне всякого тела и вне каких-либо телесных свойств, сотворение мира, пророчество, пророчество Моше, Б-жественное происхождение Торы и ее неизменная вечность — все эти вещи не только истинны в моих глазах, но и понятны. А вот Б-жественное провидение, награда и наказание, приход избавителя [Машиаха] и воскрешение мертвых — это те вещи, в которые я, конечно, верю в силу обязанности, однако хотела бы достигнуть в них ясности и понимания». И объяснению этих вопросов посвящена вся книга Рамхаля.
Вот что пишет раби Ицхак Айзик Хавер в начале своей книги Питхей Шеарим: «И скажу я, что мудрость Каббалы помогает нам понять путь провидения Всевышнего, и как Он управляет Своими созданиями индивидуальным провидением в соответствии с порядком, который установил в замысле мироздания, который отражается в святой Торе и ее заповедях, и познать, как через наше служение выполняется воля Всевышнего исправить мир царством Всемогущего. Также объясняется, что цель творения — в том, чтобы человек прилепился к своему Господину, и постиг Его волю, и исполнил то, что постиг из Его истинной воли».
Каждому виду управления и соответствующему ему провидению мы посвятим отдельное эссе.
Для объяснения надзора Всевышнего над человеком, приведем слова наших Учителей об эманации Колесницы управления мирозданием, замечательный вещи, которые открыли нам мудрецы Каббалы, получившие их по традиции, ведущей свое начало от Синая. Посвятим этому вопросу отдельное эссе.
Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.