Из цикла «Знание веры», темы: Трапеза, Вино, Исправление, Б-г, Цель творения, Душа, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
«Ибо смысл заповедей до конца не раскрылся еще ни одному человеку в мире, даже Моше. Только Адаму до греха, и это — вино, хранимое в виноградинах с Шести дней творения, и свет, действовавший в первый день, в которым Адам видел от одного конца мира до другого» (Нефеш аХаим).
«Хранимое вино — тайны Торы, которые будут раскрыты» (Гаон).
Хранимое вино — это любовь, высшее приобщение в Грядущем, когда откроются тайны Торы: «Вино дано в семидесяти буквах, и тайна дана в семидесяти буквах, вошло вино — вышла тайна» (Санедрин 38). «Ибо вино приходит из места тайны, и из внутреннего содержания». «Внутренняя суть в том, что “вино, хранимое в виноградинах” есть сила души, скрытая в теле, и не имеет тронуть ее чужой, ибо она закрыта, и о ней сказано “глаз не видел, Боже, кроме Тебя, того, что ждет надеющимся на Тебя”. Это и есть “хранимое вино”. А в Грядущем “праведники сидят, и венцы на головах их” — это полное раскрытие души» (Сфат Эмет).
Хранимое вино — это тот скрытый и спрятанный мир, о котором сказано: «глаз не видел, Боже, кроме Тебя, того, что Ты сделаешь для ждущих Тебя». Награда для праведников скрыта и не видна глазу.
«Знай, что вино, радует человека весьма, а этот мир не подходит для такой радости, как сказали: “нельзя человеку наполнить свои уста смехом в этом мире”». (Маараль). Корень радости в вине — из того совершенного мира, где есть только радость забавы раскрытий тайн Торы.
Это венцы — короны, которые вернутся на головы святого народа: «Сказал Рейш Лакиш: в будущем Всевышний вернет их нам, как сказано (Йешаяу 35:20): “…а искупленные Господом вернутся, и придут в Сион с ликованием, и радость мира на головах их”, радость, которая издревле была на их головах» (Шабат 88).
Это постижения Хохмы и Бины, которые коронуют структуру человека, и соединяясь с ними, удостаивается он вечной жизни. «Грядущий мир — нет в нем ни еды, ни питья… но праведники сидят, и их венцы на их голове, и наслаждаются сиянием Божественного присутствия» (Брахот 17). «То есть, осознание, о котором они знали, что из-за него удостоятся они жизни в Грядущем мире, находится с ними, и она — их венец» (Рамбам).
«…Это категория корня души, называемой хая, души для души, в тайне мира Адам Кадмон. Это категория — тайна высшей Земли Жизни. С тех пор, как Адам согрешид, не удостоился ее ни один человек, будучи в нашем мире. А мы надеемся достичь ее после воскрешения, когда на нас снизойдет дух свыше. Это корень мысли человека… категория корня душ всего Израиля вместе» (Нефеш аХаим).
И вспомним еще раз то, что мы объяснили в словах Рамбама о сущности Грядущего мира и его наслаждений, словах, о которых так писал Рамбан: «И как драгоценны слова великого рава — раби Моше, сына рава и судьи Маймона (Рамбама), благословенна память о нем, который пишет о Будущем мире так, что словам тесно, а мыслям просторно. В комментарии на главу Хелек (Санхедрин 10:1) он говорит: “В Будущем мире наши души будут постигать тайны Творца, как постигают их звезды и небесные сферы (ибо звезды и небесные сферы обладают разумной и постигающей душой, они живут… и они знают Того, Кто сказал: “Да будет Вселенная!” — Рамбам, Законы основ Торы 3:9), а может быть и больше их… И так же сказали наши мудрецы, благословенна память о них: “В Будущем мире нет ни еды, ни питья…, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины” (Брахот 17а). И в словах “с венцами на головах” имеется в виду существование знающей души в существовании Познаваемого ею — и ее существование и Его существование едины, как об этом подробно говорят знатоки учений философов (См. Рамбам, Море невухим 1:68). А в словах “наслаждаются сиянием Шехины” имеется в виду, что души будут наслаждаться тем, что постигнут из тайн Б-га, да будет Он благословен. И это и есть благое воздаяние; и конечная цель в том, чтобы человек достиг этого высшего воздаяния и приобщился к тому миру. И существование души, как мы сказали, не будет иметь предела, как существование Творца, да будет Он благословен. Ведь Он поддерживает ее существование тем, что она постигает Его”. Таковы слова Рамбама, да благословенна память о нем, и эти слова чисты» (Врата Воздаяния).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.