Из цикла «История еврейского народа», темы: Греки, Маккавеи, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа
Война и мир
Более года Иудея отдыхала от чужеземцев, — в это время Антиох вел неудачную войну на востоке своего царства, где и умер. После него остался несовершеннолетний сын, и от его имени империей правил Лисий.
Воспользовавшись волнениями в Сирии, маккавеи освободили от захватчиков всю Иудею и распространили военные действия на Эдом, Галилею и Заиорданье. Хотя им не удалось там укрепиться, евреи этих областей смогли переселиться в Иудею, чтобы жить среди своих собратьев.
Евреи-эллинисты, укрывшиеся в крепости Акра, посылали оттуда послания Лисию с просьбой защитить их от маккавеев. Укрепив свое положение в столице, Лисий во главе мощной армии вошел в Иудею. В этом походе принимали участие боевые слоны. Как обычно, маккавеи неожиданно атаковали своего грозного противника, но потерпели поражение. Йеуда и его соратники скрылись в Иерусалиме, а сирийцы осадили город. Маккавеи отчаянно защищались, но с течением времени запасы продовольствия истощились, и в Иерусалиме начался голод. Положение еврейского населения было отчаянным, но и тут евреям помог Всевышний. Из-за внутренних междоусобиц в Антиохии Лисий не смог продолжать осаду Иерусалима. Он заключил перемирие с Йеудой Макаби и предоставил евреям полную свободу вероисповедания. Менелай понес заслуженное наказание — в знак доброжелательного отношения к евреям Лисий приказал казнить его.
День Никанора
В годы правления Лисия в Иудее царил покой, но положение изменилось, когда после убийства Лисия и юного царя на престол Сирии взошел Деметрий. Евреи-отщепенцы, забывшие свою религию, во главе со священником Эльякимом оклеветали Йеуду Макаби и попросили у Деметрия помощи. Царь послал к Эльякиму полководца Бакхида, и они обратились к Йеуде и его братьям со словами мира, а также пригласили знатных жителей Иерусалима вступить с ними в переговоры. Не поверив сирийцам и эллинизированным евреям, Йеуда и его братья отказались от переговоров. Но жители Иерусалима не прислушались к их предостережениям, поэтому хашмонеям пришлось оставить город. Сирийцы вошли в Иерусалим. Захватив город, они жестоко расправились с его жителями, убив шестьдесят их предводителей, в том числе праведника Йосефа бен Йоэзера. Бакхид решил, что теперь в Иудее установится спокойствие и вернулся в Антиохию. Маккавеи воспользовались этим, чтобы освободить город от предателей-эллинистов; те снова обратились к сирийцам с просьбой о помощи. На этот раз Деметрий послал в Иудею Никанора. Никанор хотел захватить Йеуду живым и, когда ему это не удалось, поклялся, что, овладев городом, сожжет Храм. Но в решающем бою Никанор потерпел поражение, и его армия разбежалась. День этой великой победы — 13 адара (пост Эстер) — стал праздником для народа Израиля, и его назвали «Днем Никанора».
Смерть Йеуды
Йеуда Макаби возвратился в Иерусалим и, чтобы укрепить свою власть, заключил союз с римлянами. Этот неосторожный шаг привел впоследствии к страшным бедствиям. Девизом римлян было: «Разделяй и властвуй», а это означало — настраивать народы один против другого и, пользуясь их разногласиями, править ими. Поэтому римляне были рады вступить в союз с противниками Деметрия, правителя Сирии, и направили ему приказ не воевать против Йеуды. Но еще до получения этого приказа Деметрий послал армию в двадцать две тысячи человек во главе с Бакхидом, чтобы отомстить за поражение Никанора. Узнав о столь многочисленном противнике, большинство сподвижников Йеуды разбежалось, и с ним осталось лишь восемьсот человек. Они бесстрашно сражались с врагом. Йеуда поразил противников на правом фланге. Враг отступил, и маккавеи преследовали его по пятам. Но на левом фланге сирийцы одолели Маккавеев и в конце концов добрались до Йеуды и убили его.
После гибели своего предводителя маккавеи дрогнули и бежали. Тело Йеуды они унесли с собой и похоронили его в Модиине. Произошло это в 3600 году (160 году до н.э.).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?