Из цикла «Даат тфила», темы: Суд, Еврейская молитва, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
В самом начале нашего обсуждения, зададим самый базисный вопрос по поводу молитвы: «Если человек заслуживает того, чтобы получить вещь, о которой он молится, то почему Всевышний не даст ему ее без молитвы? А если ему не полагается, то даже если будет молиться и просить, — неужели из-за молитвы даст ему?» — сформулировал Маараль (Нетив аАвода 2).
После того, как мы проясним значения слова тфила (молитва) и поймем суть молитвы, мы сможем узнать ответ на этот вопрос.
«И написал мудрец р. Давид Кимхи, что мольба и просьба называются תפילה (молитва) от корня פליליה (как сказано в книге пророка Йешаяу: פקו פליליה — споткнулись на суде). Значение корня פלל — суд. Молящийся просит у Всевышнего, чтобы Тот судил его милостиво и не обращал внимания на злые дела, ибо справедливо будет оставить грехи человека и не вспоминать их ему. Как сказал пророк (Ирмеяу 10:24): “Покарай меня, Г-споди, но по суду; не гневом Твоим, чтобы Ты не убавил меня” (Абудрахам, Порядок будничных молитв).»
На первый взгляд, мысль неожиданная и даже вызывающая немалое душевное смятение. Сущность молитвы — это суд, и молящийся предстает перед судебным разбирательством? Ведь в Талмуде молитва называется рахами (милосердие), и в этом ее сущность, на которую мы все полагаемся и надеемся: пробудить милосердие, милость и прощение от Всевышнего. В этом ее сила —противостоять качеству Суда, чтобы отменить суровый приговор.
И действительно, цель и конечный результат молитвы — это милосердие, но сам процесс молитвы, служение молитвой, относится к божественному качеству Суда.
Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом» (Законы молитвы 4:16). Раби Хаим из Бриска объясняет, что данный внутренний настрой является частью самого акта молитвы, и в его отсутствие молитва не состоялась.
Такая ситуация требует страха и трепета, ведь молящийся стоит перед Господином всего сущего. И так объясняет Виленский Гаон: «Шма следует произносить с любовью, а молитву [Шмонэ эсрэ] — со страхом, и в этом смысл “сопряжения геулы и молитвы [Шмонэ эсрэ]”: соединить любовь и страх, сочетая, таким образом, Четырехбуквенное Имя и имя Господства (Адо-ной) в одно имя» (Совершенная мера 9).
«Представить себе, как будто он стоит…» Такое представление порождает трепет. «Слово יראה (трепет) состоит из тех же букв, что и ראיה (ви́дение), ибо ви́дение приводит к трепету» (р. Цадок аКоэн). Цель такого внутреннего намерения — полное признание присутствия Б-га, живое ощущение Его: «Возвышенное служение в молитве — представлять вживую, как Всевышний слышит слова наших уст и внимает мыслям нашего сердца» (Хазон Иш). Трепет, рождающийся в душе молящегося вследствие такого представления, и есть цель всего настроя молящегося «предстоять перед Царем». «Ибо трепет достигает самого Божественного, ведь перевод слова “Божественное” на арамейский язык — дахала, слово, обозначающее страх» (Маараль, Натив Иръат аШем 1).
И сама молитва называется «трепетом», как толковали мудрецы стих Псалмов (74): «Будут трепетать пред Тобой с (восходом) солнца», обсуждая обязанность молиться днем (Брахот 9).
Трепет относится к столпу божественного Суда.
«Поскольку никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или спас от зла, прежде чем поверил он во все чудеса. Ибо при изменении природы мира все происходит, а не иным образом. А в этих (постоянных чудесах) нет общеизвестного изменения, ибо они — скрытые чудеса» (Рамбан в толковании Торат аШем Тмима).
Всякая молитва — это просьба о чуде. Встать на молитву — это восстать против природы вещей, против того управления, которое Всевышний заложил в мир при его сотворении. Корень этого управления — в имени Элоким, качестве Суда.
Молящийся просит Творца «рассудить между ним и природой, своим злым роком, — противоположной стороной» (Молитвенник автора аКтав веаКабала). Для этого нужны заслуги, необходима сила молитвы, чтобы остановить природную систему, созданную по воле Творца, и прорвать ее с помощью чуда. Молящийся должен предстать перед судом, чтобы удостоиться ответа на свою молитву.
В этом и заключается действие молитвы: пробудить изобилие милосердия свыше и отменить суровый приговор.
«Не правят звезды Израилем» (Шабат 156). «Поскольку с помощью молитвы и заслуг обозначенное звездами может измениться к лучшему» (Раши). «Объяснили здесь нам истинные мудрецы, что молитва отменяет то, что установлено в астрологической системе» (Рабейну Бехайе).
С высоты этого понимания, мы попытаемся объяснить еще два значения слова тфила, которые являются продолжением данного вопроса.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия