Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«Сказал рабби Элазар: мертвецы, находящиеся за пределами страны Израиля, не воскреснут, как сказано: “И дам Я красоту в стране жизни” — страна, в которой есть красота Моя — там мертвые воскресают, а где нет красоты Моей — там мертвые не воскресают… даже рабыне из неевреев, обитающей в стране Израиля, да обетование наследовать будущий мир. Ведь в одном месте говорит Писание: “народу (“ам”, пишется “айин-мем”) на ней”, а в другом месте: “сядьте здесь с (“им” — пишется так же “айин-мем”) ослом” — народ, походящий на осла» (Ктубот 111а).
Следует присмотреться повнимательней к этому отрывку, возможно, на нашем уровне мы сможем понять, почему воскресение будет именно в стране Израиля, мы скажем об этом кратко.
Уже известно про тайну пещеры «Махпела», что все существующее здесь, в мире действия («Асия») имеет корни в высших мирах, и задача всех существ в том, чтобы пребывать в полноте и соответствии тому плану, который был отведен им в фундаменте их сотворения. Ибо такова структура всех миров: они спускаются по цепочке и нисходят на землю как печать от печатки, а потому вся основа их существования внизу состоит в том, чтобы быть связанными со своими корнями наверху. Такова и структура происхождения человеческого строения, всех частей человеческой структуру, и все это известно.
Без корня наверху и связи у низших существ нет никакой возможности существовать, нет возможности исполнять заповеди, а, следовательно, и возвышаться до вечного бытия, пойми это хорошо.
То же верно и относительно человека и корня его души. То же касается и существования народа Израиля как целого, корня их душ, взятых от священных черт управления, то же касается и того места, куда вернутся души Израиля, это высшее царство — страна живых, которая раскрывается в том месте, которое называется: страна Израиля. Это земля внизу, направленная к высшей земле. Разберись во всем этом.
«Весь Израиль имеет долю в будущем мире, как сказано: “Народ же твой — все праведники, навеки наследуют землю, они плод насаждений Моих, творение рук Моих, созданные во славу”» (Мишна, в начале главы Хелек).
«И не дозволено толковать относительно слова “земля” сверх этого, но если ты поймешь первое слово “земля”, упомянутое в первом стихе Торы (“Вначале создал Бог небо и землю”), и то слово “земля”, которое стоит в главе “Бехукотай” (Вайикра 26:42), то ты постигнешь высокую и сокрытую тайну, и поймешь сказанное мудрецами нашими: “Небесный Храм направлен против Храма внизу” (Танхума гл. Вайкэль, 6)» (Рамбан, комментарий на Тору, гл. Вайикра 18:25).
«И есть у меня объяснение этому числу (310 — значение слова “йеш” — “есть”). В соответствии с тем, что сказали мудрецы в Мидраше о стихе: “Женщина окружает мужчину”. Ибо Израиль в наше время подобен женщине, получающей в наследство лишь десятую долю имущества. Ибо народов всего семьдесят, а они унаследовали землю лишь семи народов… И потому здесь употреблено это число “йеш”. Поскольку, когда они завоевывали землю, захватили 31-го царя. А когда в будущем они захватят 10 раз по 31, выйдет как раз 310» (Тосфот Йом-Тов, конец трактата Укцин).
«В будущем праведники прорастут и взойдут в Иерусалиме, как сказано: “И взойдут в городе, как трава из земли”, город — это именно Иерусалим, как сказано: “И Я защищу этот город”» (Ктубот 111б).
Так и здесь, корень этой идеи в высших мирах, это то место, где находится основание вечного существования: «Не будет более сказано о тебе: “оставленная”, а о земле твоей — “пустынная” (Йешая 62:4) — и во всяком месте, где находишь ты “нет, нет” — это клятва, как об этом сказано: “И не будет более воды как потопа, и не погибнет всякая плоть от вод потопа” (Брейшит 9:15), и сказано: “Ибо поклялся Я, что не пройдут более воды Ноаха” (Йешая 54:9), отсюда ты заключаешь, что “нет, нет” — это клятва, а из отрицания ты понимаешь утверждение, и в будущем даст Святой, благословен Он, Своему миру утверждение, чтобы не подверглась более Община Израиля изгнанию, и не будет более сокрушено здание Храма, поэтому и души свои получат они лишь в том месте, которое будет утверждено навеки, чтобы и душа их пребыла в теле на веки веков, и об этом сказано: “Оставшиеся в Сионе, и уцелевшие в Иерусалиме — святыми нарекутся они”» (Зоар Брейшит 114б).
Иерусалим есть внутренняя серединная точка Общины Израиля, с которым связано ее вечное существование: «Сказал Святой, благословен Он: Не приду Я в Иерусалим наверху, пока не войду в Иерусалим внизу. А разве наверху есть Иерусалим? Да, ибо написано: “Отстроенный Иерусалим, как город, присоединенный к нему”» (Таанит 5а).
Корень этой идеи разъяснен там в книге «Нэфэш а-Хаим» в примечании: «… Это то, о чем говорит Писание: “Иди и возгласи в уши Иерусалима… Помню Я… как ты шла за Мной по пустыне…” Писание называет Общину Израиля Иерусалимом. Ибо этот город был местом собрания всей Общины Израиля, когда восходили они, чтобы предстать пред лицом Господа в праздники восхождения. И там получил весь народ Израиля обильные дары Торы и святости, и страха Божьего, каждый израильтянин сообразно корню, с которым связана его душа из общины Израиля. И потому община Израиля называется высшим Иерусалимом, и об этом говорит Писание: “… любовь сочетания (“клулот”) твоего” — то есть, “собрания воедино” (“клилут”)».
И в этом состоит идея Шхины, о котором говорится везде, т.е. простой смысл слова «Шхина» — постоянное место обитания. Как сказали мудрецы: «С того дня, как создал Святой, благословен Он, Свой мир, возжелал Он, чтобы было жилище Его в нижних мирах» (Брейшит Раба гл. 4, Танхума гл. Бехукотай), а главное место обитание Его было в Иерусалиме, там раскрылась святость Его без всякого облачения в одежды. И об этом сказали мудрецы: «Как говорят люди: В моем месте меня называют Шамай, а в чужом месте — приживалец» (Шаббат 145б), и даже простая речь мудрецов нуждается в изучении.
«В будущем будет звучать Бат-Коль (голос с небес) на кладбищах, говоря: восстаньте и возликуйте, пребывающие во прахе! И оживут мертвые от росы великого высшего света, как написано: “Ибо роса света — роса Твоя” (там же), что значит “роса света”? Света буквально! От тех высших светов, в которых уготовил Он земле вечную жизнь» (Зоар, часть 1, 130б).
Это роса есть сокрытый свет внутренней тайны действительности, именно он тайным образом дает ей жизнь все дни существования этого мира. И именно он раскроется в будущем и даст ей жизнь в откровении воскресения.
Он сокрыт для тех, кто прильнул к этой росе еще при жизни: «“Ибо роса света — роса Твоя, и страну теней смертных разрушишь Ты” — каждый, кто пользуется светом Торы — свет Торы дает ему жизнь, а каждый, кто не пользуется светом Торы — свет Торы не оживляет его» (Ктубот 111а). Мы еще будем говорить об этом в главе: «Все готово к трапезе».
В следующих главах мы углубимся в слова Рамбана и мудрецов Каббалы, которые они произнесли относительно этой основы веры в воскресение мертвых.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).