Период зугот был ознаменован борьбой между эллинистами (евреями, воспринявшими греческую культуру) и теми, кто оставался верен законам Торы — борьбой, которая приобрела остроту гражданской войны.
Йоси бен Йоэзер из Цереды — ученик Антигноса. Глава Санхедрина в период антиеврейских указов Антиоха Эпифана и начала восстания Маккавеев (3616—3621 гг. /144—139 гг. до н.э./). Принимал активное участие в борьбе с эллинистами. Был зверски убит в числе шестидесяти мудрецов Израиля в результате резни, учиненной греческим полководцем Деметрием.
Сохранилось одно его изречение: «Пусть твой дом станет местом собрания мудрецов, пребывай у их ног и с жадностью впитывай их речения» (Авот 1:4).
В Мидраше рассказывается следующая история. Племянником Йоси бен Йоэзера был Якум Иш Цророт, который предался поклонению греческим богам. Однажды в субботу Якум ехал на коне, а перед ним несли бревно, чтобы повесить на нем Йоси бен Йоэзера. Якум сказал дяде: «Взгляни на коня, на которого посадил меня мой бог, и посмотри, в какое положение поставил тебя твой Бог». Йоси ответил ему: «Если такова судьба тех, кто оскорбляет Всевышнего, то какая же великая награда ждет тех, кто служит Ему!» Якум сказал ему: «Разве кто-либо служил Ему вернее, чем ты?» Йоси ответил: «Но если тех, кто верно служит Ему, постигает такая судьба, то какое же наказание ждет тех, кто Его оскорбляет!» Слова Йоси бен Йоэзера запали в сердце Якума. Он решил наказать себя сразу всеми четырьмя видами смертной казни, к которым может приговорить человека суд, и ему это удалось. Йоси бен Йоэзер сказал: «Он совсем ненамного опередил меня на пути на Небеса».
Йоси бен Йоханан из Иерусалима — ученик Антигноса. Ав бейт дин в Санхедрине, возглавляемом Йоси бен Йоэзером. Они составили первую из зугот.
Его изречение так же приведено в Мишне: «Пусть двери в твоем доме будут широко распахнуты и бедняки чувствуют себя членами твоей семьи; и не умножай разговоров с женой — даже с собственной, а уж с чужою — подавно» (Авот 1:5).
Что такое Талмуд? Тематический обзор
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»