Из цикла «Знание веры», темы: Трапеза, Б-г, Машиах, Будущий мир, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек, Левиафан
«В будущем мире мы узрим душу души Торы» (Зоар часть 3, страница 152 а).
Также как вся реальность творения взята из Торы, ибо «посмотрел в Тору и сотворил мир», также и принцип её управления происходит из раскрытия Торы в каждом поколении. Снятие одежд естества укоренено в раскрытии внутренней части Торы.
Таков предел вожделения Израиля тех дней Машиаха, которые суть приготовления к раскрытию внутренней части Торы, которая есть высшее и вечное прилепление к Творцу:
«“Поцелует меня поцелуями уст Своих”. — эту песнь говорит она (община Израиля) в своём изгнании и вдовстве: О, как мне удостоиться вновь, чтобы царь Шломо поцеловал меня поцелуями уст Своих, как прежде. Ибо есть места где целуют руку или плечо, но я жажду и вожделею, чтобы Он обходился со мной по прежнему обычаю, как жених с невестой — из уст в уста. Ибо хороша мне любовь Твоя более всякого пития вина, и всякой услады и веселья, и свойственно еврейскому языку называть всякий пир наслаждения и веселья — вином, как сказано: “В дом винопития” (Эстер 7), “Не будут пить вина с песнею” (Йешая 24:9), “И на пиршествах их — киннор и арфа, тимпан и свирель, и вино” (Йешая 5:12) — таков смысл этого слова, а тут оно употреблено в значении образа, потому что Он дал им Свою Тору и говорил с ними лицом к лицу, и эта любовь была им слаще всех увеселений, и было им обетовано, что Он вновь предстанет им, дабы изъяснить им все тайные смыслы ее и сокрытые глубины, и они припадают к Нему с мольбой исполнить Свое слово, и в этом смысл сказанного: “Да поцелует Он меня поцелуями уст Своих”» (Шир а-ширим 1:1) и см. комментарий Раши там. «Тайные смыслы ее и сокрытые глубины» — это снятие одежд буквального смысла Торы, корень снятия физических оболочек. И пойми это должным образом.
Эта идея будет разъяснена в теме основы воскресения мертвых, однако, следует знать, что эти трапезы также будут иметь место в дни Мессии, когда люди будут жить в телах, в каждом мире есть свой аспект еды.
«Приготовленные трапезы, телесные и разумные, и те, и другие в теле и в душе, но есть и разумные трапезы, предназначенные только для душ, без участия тела, и наслаждаются ими в вечном существовании в мирах, в которым каждая из них пребывает в соответствии со своим уровнем» (Рабейну Бехайе, «Шульхан Шель Арба»).
«Телесные трапезы предназначены им от дней творения из той тонкой и чистой пищи, сотворенной из высшего света по причинной цепочке, а именно: Левиафан среди рыб, а Бар-Йохни (Зиз) среди птиц, которые были сотворены в пятый день творения, и название Левиафана указывает на то, что он уготован праведным. Также и Бээмот на тысяче гор, все эти звери были сотворены в шестой день, когда был сотворен человек, и предшествовали ему. Ступень же этих яств высока весьма, ибо они заостряют разум и очищают сердце, равно как и ман, которого удостоилось поколение пустыни, который был подобен медовой лепешке, и был порождением высшего света, о котором написано: “И сладок свет и хорош для глаз, чтобы видеть солнце” (Коэлет 11:7). А возможно, что ступень их превосходит достоинство вкушающих ман, ибо сообразно постижению, которое будет в конце дней, и которая будет более великой и превосходной, чем во все времена, так и сердца сделаются более ширококими, способными вместить познание Господа в совершенстве, подобно тому, как воды покрывают море, и так будет в дни Машиаха в гораздо большей степени, чем в дни поколения пустыни, когда евреи вышли из Египта, привычные к тяжелой работе, воздев руки от замеса глины, освободились от котла руки их, ибо время то будет совершенным и превосходным, как желает того Открывшийся Моше в кустарнике, в отличие от дней нашего мира, в которые происходит совсем не то, что соответствует Его воле» (Рабейну Бехайей, там же).
Качество пищи соответствует уровню человека, его духовной ступени, и эта идея присутствует во всем существующем, а поскольку ступень человека является пищей всех существ, то они оказывают влияние более сильное, чем высшие силы.
И так определяют наши учителя разницу между этими трапезами в дни Машиаха и наслаждением от сияния Шхины в будущем мире.
«Дни Машиаха соответствуют времени добавления к Шабату» (Рабби Цадок а-Коэн, книга «Кдушат Шабат» гл. 5). Это время, когда еще есть тело, но оно уже исправлено. И так приводит Рабейну Бехайей в своем комментарии к Торе от имени своего учителя рабби Шломо бен Адэрет и пишет так: «А возможно, эта трапеза, предстоящая праведникам, произойдет в конце эпохи, когда еще будут телесные еда и питье, а затем будет прекращено это обыкновение, но будут пребывать в венцах на главах их и наслаждаться сиянием Шхины. И эта трапеза будет для них заключительным праздником, и если одна — заключение святого времени, то вторая — завершение будничного времени» (Брейшит 1:21).
Вот, автор книги «Лешэм» подробно излагает чудесные открытия, объясняя суть исправления творения, которое произойдет в дни Машиаха. И приведем вкратце суть его слов:
В отношении заповедей есть противоречащие друг другу Мидраши, будут ли актуальны заповеди в будущем мире. И следует разрешить это противоречие, сказав, что дни Машиаха разделяются на две эпохи. Одна — до воскресения мертвых, когда будет сохраняться естественный порядок мира, хотя и будут происходить великие чудеса, но материя не будет устранена. Но после воскресения мертвых, когда одежды кожаные («ор» с буквой «айин») будут заменены на одежды из света («ор» с буквой «алеф»), все принципы управления изменятся, уйдет материальность и уничтожится зло, и все творение превознесется в процессе многоступенчатого воскресения, и все превратится в чистую святость. Все будни станут праздниками, жертвы упразднятся все, кроме жертвы благодарения (и он поясняет там тайну этого). Это такие дни, о которых говорит Гемара, что нет пользы в них. Это срединная эпоха между днями Машиаха и днями будущего мира.
Начало «исправления единства» будет в дни Машиаха. Все люди станут одной человеческой структурой, все поколения — одним ликом, все это посредством упразднения материи, которая разделяет творения. Всякая материя и плоть станут идеей и душой.
В этом исправлении все живые существа воссоединятся в своем источнике, а именно: звери в тысячах гор, все птицы в Зизе полевом, а все рыбы в Левиафане.
И будут новые Небеса и новая Земля, подобно тому, как было до греха с древом познания.
Трапезы из Левиафана и Дикого Быка произойдут в дни Машиаха и будут телесными, но они будут и в будущем мире в своем духовном корне. Еда в дни Машиаха, когда исчезнут плотские страсти, будет носить характер чистый и возвышенный, без всяких ненужных примесей. Качество наслаждения будет лишено плотских одежд. Ибо корень наслаждения находится весьма высоко в святости, в структуре мозга, и лишь спускается и воплощается в одежды плоти и фантазии этого мира. Таковы его слова, удивительные и возвышенные.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).