Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Б-г, Машиах, Рамбам, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
«В тот день будет Господь один и имя Его одно».
«И Господь шел перед ними днем. Наши мудрецы уже пояснили, что везде, где написано “И Господь” (וי-ה-ו-ה), подразумеваются Творец и Его Высший Суд — Святой, благословен Он, вел их днем, а Его Высший Суд — ночью. Таким образом, в данной строке Торы имеется в виду, что Всевышний, пребывая внутри облака, шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью Его Высший Суд пребывал в столпе огненном, чтобы светить им, подобно сказанному: “…В столпе облачном Ты идешь перед ними днем и в столпе огненном ночью” (Бемидбар 14:14).
И я видел, как в (сборнике мидрашей) “Шмот раба” передаются следующие слова Всевышнего: “В прошлом Я и Мой Высший Суд шли перед ними, как сказано: И Б-г шел перед ними днем …и ночью. Но в будущем только Я Один пойду перед ними, как сказано: “…Впереди вас пойдет Господь (Авая), и собирать вас будет Всесильный Израиля (Элокей Исраэль)” (Йешая 52:12)”. Тайна этого мидраша связана с тем, о чем я уже упомянул: при исходе из Египта Святой, благословен Он, пребывал с ними в дневное время, а Его Высший Суд — ночами, но в будущем Мера Его Высшего Суда полностью преобразуется в Меру Его Милосердия, и вести их будет только та Его Мера, которая выражена Его особым Именем Господь (Авая). И тогда “Всесильный Израиля” тоже будет охранять их, и “ночь будет светить как день, и тьма — как свет”, и все будет совершаться лишь Мерой Его Милосердия». (Рамбан Шмот 13:21)
И мы уже говорили про имена, которые суть корни раскрытия воли Творца в принципах высшего руководства. Имя Йуд-hЭй-Вав-hЭй является источником всех остальных имен, ибо все они являются его производными. В тот день будет имя Его одно, оно будет читаться так же, как пишется, в этом состоит раскрытие руководства без облачений законов природы.
Здесь мы подходим к теме, которую на ширину ладони приоткрыли нам наши учителя, ибо она касается глубинных тайн высшего руководства.
«В главе “Хелек” (Санэдрин 99а): ““Ибо день отмщения в сердце Моем” (Йешая 63:4): что значит “день отмщения в сердце Моем”? Сказал рабби Йоханан: сердце Моему Я открыл, а органам Моим не раскрыл. Рабби Шимон бен Лакиш говорит: сердце Моему Я открыл, а ангелам-служителям не раскрыл”. Пойми эти изречения, какое великое значение придается здесь концу дней, ведь говорится, что он зависит исключительно от истинности Господа, сообразно с величием уровня конца. И то, что сказали здесь: “Сердцу Моему раскрыл”, имеется в виду, что Избавление связано не с эпитетами, которыми называется Творец, ибо Творец называется в соответствии со Своими качествами. А сущность Избавления связана не с качествами Творца, которыми Он описывается, но избавление проистекает из Его истинной сущности, ибо сообразно уровню и истинности Избавления, оно не связано с теми эпитетами, которыми описывается Всевышний» (Маараль, «Нэцах Исраэль», гл. 45).
Все эти эпитеты связаны с одеждами управления, которые являются корнями тех небесных покровителей, князей народов, которым поручено управление естественными порядками этих народов. Таков корень управления этим миром, управления естественного, начиная с шести дней творения. Корень его в имени «Элоким», которое обязывает к наличию оболочки — сокрытия. В будущем же руководство будет исходить от Его высокого Имени, без всяких облачений, препятствующих познанию Творца. Но эти раскрытия имеют отношение только к народу Израиля, языческие народы (те, которые останутся) удостоятся увидеть лишь их внешнюю сторону. Потому что в этом суть их существования: они имеют отношение лишь к внешней стороне действительности, к корням естества, таковы остальные имена и эпитеты. «Вся наша вера имеет отношение к имени Йуд-hЭй-Вав-hЭй, которое является собственным именем Творца, оно не указывает на действие, но лишь на то, что Он пребывает всегда и источником Его бытия является Он Сам. Не таковы язычники: они способны постичь лишь остальные имена, которые заимствуются от Его действий, поэтому они не прилепляются к Богу» (Виленский Гаон, «Эвен Шлема», глава 9). Вникни во все это, как подобает.
И потому у них есть власть лишь пока властвует естество, но не в тот день, когда раскроется Его Великое имя:
«В конце времен посетит Он воинство вышних в высотах, отнимет власть вышних и уничтожит структуру слуг, а затем коснется царей земных на земле» (Рамбан, комментарий на книгу Вайикра 18:25).
И подробно об этом говорит рабби Йосеф Гикатилла: «Ибо все семьдесят князей прилеплены к святым именам, которые нельзя стирать, кроме имен Эhйэ, Йуд-hэй-вав-hэй и Йа, в этих трех нет у них доли, как я тебе расскажу. Но все семьдесят князей крепко держатся за другие святые имена и эпитеты, за священные имена, как то Эль, Элоим. Как же в таком случае возможно, когда Всевышний снимет все одеяния и прозвища, то исчезнут все эти семьдесят князей?! Такого не может быть, ибо семьдесят князей выполняют необходимую функцию в общей структуре и способны воздать великую славу Господу.
Я раскрою твои глаза на эту запечатанную тайну. Знай, что в будущем, когда Всевышний явится, чтобы избавить Израиль и заключить общину Израиля в свои объятия, Он снимет все свои одеяния и все свои прозвища, и тогда примет общину Израиля. И когда это случится и станут они одним существом, тогда вновь облечет Всевышний во все одежды свои, и все эпитеты свои, себя и общину Израиля, и они внутри одно, невозможно им расстаться друг с другом, и все одежды и эпитеты покрывают их двоих снаружи, подобно слугам, прислуживающим господам своим». (Шаарэй Ора, Шаар 5).
Сообразно с малостью нашего уровня мы удостоились понять, что те внутренние раскрытия, которые произойдут в будущем, будут доступны лишь Израилю, то есть тем, кто прилепился к Его великому имени в тот час, когда единство Творца было закрыто одеждами естества. Народы мира, которые находились под властью князей естества по причине того, что не возвысились в своей вере настолько, чтобы прилепиться исключительно к единому Богу, окажутся вне этих внутренних раскрытий. Поразительно знание о том, насколько велика любовь Творца к Своему особому народу, и о той высоте уровня Израиля, которая раскроется в будущем. Мы продолжим объяснять эту тему.
Всякое раскрытие в творении сообразуется с уровнем человека, это очевидно. Наши учителя раскрыли нам, сколь высока будет ступень Израиля в дни прихода Мессии и в их кульминации — воскресение мертвых.
«Однако еще следует сказать о том, кто служит Богу в святости, более детально. Это подобно корню души, то есть душе души, о которой говорится в Зоаре. О том, что называется “Хайа” (живая душа). Первый Адам достиг этого уровня, как и уровня “Йехида”, включенного в него. Такова тайна “древнего человека” (“Адам Кадмаа”). Так объясняется тому, кто разумеет тайное, в книге “Эц Хайим” (“Древо жизни”, конец “Шаар а-мохин”), что первый Адам удостоился истинных уровней души “Хайа” и “Йехида”, в их главной обители.
…И в этом основной смысл слов наших мудрецов, учивших о стихе “Да произрастит земля душу живую: “Даже душу первого Адама, даже душу Машиаха”. Ибо этот аспект есть тайна общины Израиля — это высшая земля жизни… И поэтому первый Адам был готов жить вечно — ибо мудрость даёт жизнь обладающему ей. И потому она называется “Хайа” (живая душа). Это и есть “да произрастит земля душу живую”. И когда он согрешил, то уровень этот покинул его.
И с тех пор ни один человек в мире не удостоился этого уровня… И мы надеемся обрести его после воскресения мертвых, когда изольётся на нас дух свыше.
И в этом корень мысли каждого человека. Ибо мысль возникает в момент прилепления мыслительной способности к определенной идее. Это аспект души (“Нэшама”), как сказано “и душа Вседержителя даст им разумение” (Ийов 32:8). И тогда мысль становится доступной тому человеку, который думает её, но корень, источник мыслительной способности находится абсолютно в тайне и сокрытии, и нет возможности у человека постичь источник его происхождения. Таков аспект корня его души, сокрытый аспект. Это аспект соединения букв в слово. Это корень души букв, их духовная сила в высшем корне. Истинная суть порядка их соединения в высшем корне непостижима для нас сегодня. Ибо сегодня мы не постигаем еще аспект корня души. Но после воскресения мы увидим тайну соединения букв в корне их святости. Об этом сказано в книге “Зоар”, Глава Беаалотха 152а… А в будущем мире мы все узрим душу души Торы:
И таков аспект корня душ всего народа Израиля в целом: сфира “Малхут” мира “Ацилут”. Потому он называется “общиной Израиля” (“Кнэссет Исраэль”» (Нэфеш а-Хаим, Шаар 2, глава 17).
Предел этого роста будет в момент воскресения, однако начало этой возвышенной идеи будет положено в дни Машиаха, как объясняется там в примечании:
«В этом смысл сказанного: “иди и воззови в уши Иерусалима… вспомнил Я тебе… как ты шла за мной по пустыне… Писание обозначило весь народ Израиля именем Иерусалима. Ибо там происходило собрание всего Израиля, когда они совершали паломничество чтобы предстать пред лицом Всевышнего в праздник. И там весь Израиль получал дары Торы и заповедей, и трепета перед Всевышним — каждый сообразно с корнем местонахождения его души в общине Израиля. И потому этот аспект называется высшим Иерусалимом — местом общей любви.
И в этом смысл идеи Шхины, о которой говорится во всяком месте. Простой смысл слова “Шхина” — место постоянного пребывания. Так говорят об этом мудрецы (Брэйшит Раба, глава 4, Мидраш Танхума, глава Бехукотай): “С того дня, как создал Творец свой мир, возжелал Он, чтобы было у Него жилище в низших мирах”, и главное жилище его было в Иерусалиме — там было раскрытие Его святости без облачения в одежды. Об этом сказали мудрецы (Шабат 145 б): “Там, где я живу, меня встречают по имени, а в другом месте — по одежде”. Даже простая беседа наших мудрецов нуждается в глубоком изучении”.
В этом исполнение слов завета, о которых говорил выше Рамбан, в этом полнота пребывания Шхины в низших мирах, полнота раскрытия единства.
Раскрытие без пелены одежд естества, в этом тайна снятия одежд, устранения эпитетов, потому что для Его постижения более не понадобится языка притч и эпитетов. Ступень постижения в корне раскрытия мудрости творения: тайна соединения букв подобно тому, что обретается в идеи человека, одежды “Йехида” будут сняты вместе с другими одеждами души, и они достигнут своего корня — “Йехида” (единая душа) постигнет Твое единство».
Следует поразмыслить над этими возвышенными словами, возвращающими душу всякому обладателю души.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.