Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»Пиркей Авот 1, 14
Биография раввина

Раби Авраам-Ицхак бар Шломо-Залман Акоэн Кук (5625—5695 /1865—1935/ гг.) — главный раввин Земли Израиля, один из руководителей и идеологов движения религиозного сионизма Мизрахи.

Родился шестнадцатого элуля 5625 /1865/ года в курляндском (латвийском) местечке Грейва, расположенном рядом с г. Двинском (Даугавпилсом).

В трехлетнем возрасте он пошел в хедер. В первый день занятий он отказался изучать буквы вместе с другими детьми, заявив, что хочет заниматься по большим книгам, как его отец. И лишь когда ему объяснили, что невозможно понять написанное в больших книгах, не зная букв, он согласился приступить к первому знакомству с алфавитом (Сарей амеа 6:11).

С девяти лет занимался совершенно самостоятельно в доме учения, рядом со взрослыми знатоками Торы. Прославился как «илуй (вундеркинд) из Грейвы».

После бар-мицвы он установил для себя новый режим: заниматься не только целыми днями — но и по две ночи в неделю, до утренней зари (там же 6:12).

В пятнадцать лет он покинул родное местечко и в течение года занимался в г. Сморгоне, недалеко от Вильно (Вильнюса).

В этот период он углубленно изучал книги по еврейской этике и считал себя заочным учеником основателя этического движения Мусар р. Исраэля Салантера (см.), которого он называл «святым великаном». В 5643 /1883/ году, узнав о смерти наставника, он разорвал на себе одежды, а затем соблюдал все законы траура, как по самому близкому человеку (там же).

В последующие годы учился в Воложинской ешиве под руководством р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.). Наряду с уроками главы ешивы, он посещал также сложнейшие лекции р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.), направленные на развитие аналитического мышления. Он занимался не менее восемнадцати часов в сутки, изучая за это время по шестьдесят листов Талмуда.

В эти годы у него уже проявилась особая тяга к святому языку Торы — в часы занятий, а также в шабаты и праздники, он старался говорить с друзьями на святом языке. Он овладел ивритом настолько свободно, что начал писать на нем духовные гимны и лирические стихи (Сарей амеа 6:12; Везэ шаар ашамаим с.470).

В период обучения в Воложине, р. Кук женился на дочери главного раввина г. Поневежа (Паневежиса) р. Элияу-Давида Рабиновича-Теомим (см.). После свадьбы он переехал в Поневеж и стал ближайшим учеником и помощником своего тестя.

В 5648 /1888/ году по рекомендации одного из духовных лидеров поколения р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим; см.) двадцатитрехлетний р. Кук возглавил общину литовского городка Жеймялиса, расположенного севернее Поневежа, недалеко от границы с Курляндией.

Из Жеймялиса он периодически приезжал в г. Шауляй, к выдающемуся кабалисту р. Шломо Эльяшиву (Бааль Лешем; см.) и под его руководством ночи напролет изучал сокровенные разделы Торы. В то же время он стал ближайшим учеником одного из идеологов движения Хибат Цион (Любовь к Сиону) р. Мордехая Элияшберга (см.), считавшего, что в сложившийся исторический момент народу Израиля следует направить свои усилия на заселение и освоение Святой Земли.

В 5655 /1895/ году р. Кук сменил р. Элияшберга во главе общины г. Бауски, расположенного севернее Жеймялиса, по другую сторону курляндской границы. В этот период он стал одним из руководителей движения религиозного сионизма Мизрахи, учредительный съезд которого состоялся в Вильно (Вильнюсе) в 5662 /1902/ году. Эта организация объединила в своих рядах тех членов Хибат Цион, которые сохранили верность законам Торы.

В 5664 /1904/ году р. Кук прибыл в Землю Израиля. По рекомендации своего наставника р. Элияу-Давида Рабиновича-Теомим он был избран главным раввином города Яффы и примыкающих к нему новых поселений: Гедеры, Ришон-леЦиона и Реховота.

Свою первую речь при вступлении в должность р. Кук произнес не на идиш, а на иврите — чтобы его поняли и сефарды (Сарей амеа 6:14).

Р. Кук начал преподавать в яффской ешиве Шаарей Тора (Врата Торы).

Наряду с уроками по алахе, он проводил беседы по еврейскому мировоззрению, основанные на анализе книги р. Йеуды Алеви (см.) Кузари (там же).

Сознавая, что не все дети смогут целиком отдаться изучению Торы, р. Кук в 5667 /1907/ году основал рядом с ешивой ремесленное училище, в котором обучали слесарному и кузнечному делу.

Начало деятельности р. Кука в Земле Израиля совпало по времени с массовой алией из России, значительную часть которой составляли студенты-социалисты, сбросившие «ярмо Торы». Эти молодые, энергичные люди собирались создать еврейское общество нового типа — свободное от «галутных ограничений» и занятое производительным, в первую очередь, сельскохозяйственным трудом. «Все мы были проникнуты идеями свободного труда и русской освободительной революции, — вспоминал один из руководителей новых поселенцев Ицхак Бен-Цви, ставший впоследствии президентом государства Израиль. — …Все мы верили в свои силы, в то, что сможем самостоятельно трудиться и защищать себя».

Близко познакомившись с новыми поселенцами, р. Кук отметил удивительный парадокс — богоборческий скептицизм сочетался в них с бескорыстным идеализмом: окончательно порвав с еврейской традицией, они вместе с тем самоотверженно трудились ради восстановления Земли Израиля. По оценке р. Кука, их привязанность к Земле Израиля свидетельствовала о том, что «в их душах все еще скрывается еврейская святость» — и со временем, «когда история примет новое направление, они, осознав свое великое заблуждение, …возвратятся к вере отцов». Р. Кук считал, что «святость Земли Израиля способна обратить к добру и благу самые нечестивые и извращенные намерения». Более того, р. Кук верил, что процесс возвращения этих евреев к своим истокам приведет весь народ Израиля к духовному обновлению и возрождению. Руководствуясь подобными соображениями, р. Кук пришел к тесному сотрудничеству с новыми поселенцами, а также с представляющими их сионистскими лидерами. Когда ревнители веры упрекали его в излишней и необоснованной симпатии к вероотступникам, р. Кук отвечал: «Пусть уж лучше меня обвиняют в напрасной любви, чем в напрасной ненависти» (Сарей амеа 5:17, 6:14).

В 5670 /1910/ году р. Кук разрешил поселенцам обрабатывать землю в субботний год, предварительно продав ее на этот год неевреям, — таким путем он стремился уберечь сельскохозяйственные поселения от финансового краха и голода. Данное им «разрешение на продажу» (эйтер мехира) противоречило мнению большинства авторитетных законоучителей.

Зимой 5674 /1914/ года р. Кук организовал поездку нескольких известных раввинов по поселениям Самарии и Галилеи.

Передвигаясь на поезде, на телегах, на мулах, а порой и пешком, они посетили сельскохозяйственные поселения Зикарон Яаков, Афулу, Деганию, Рош-Пину, а также Цфат и Тверию. Во время многочисленных бесед с поселенцами р. Кук и его спутники старались укрепить их в соблюдении шабата, законов семейной чистоты и законов, связанных со святостью Земли Израиля. В этом путешествии, продолжавшемся около месяца, р. Кук сблизился с р. Йосефом-Хаимом Зонненфельдом (см.), возглавлявшим ашкеназскую общину Йерушалаима (Везэ шаар ашамаим с.426—427).

В том же году, в конце месяца тамуз, р. Кук отправился в Европу, чтобы принять участие во Втором конгрессе всемирной организации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

В самом начале месяца ав он прибыл в Берлин, а спустя неделю разразилась Первая мировая война, и проведение конгресса отложили на неопределенное время. Германские власти поместили зарубежных делегатов конгресса в лагерь для перемещенных лиц, а затем выслали из страны. Не имея возможности возвратиться в Землю Израиля, р. Кук нашел временное убежище в нейтральной Швейцарии: в Цюрихе, Берне и Санкт-Галлене — вдалеке от мировых центров изучения Торы (Сарей амеа 6:15).

В 5676 /1916/ году он получил приглашение возглавить харедимную общину Лондона, основанную эмигрантами из России и Польши.

Приняв это предложение, он оставил за собой право при первой же возможности возвратиться в Землю Израиля. Подписывая письма, отправляемые из Лондона, он указывал свою должность так: «Глава раввинского суда г. Яффы и прилегающих поселений, временно — в Лондоне» (там же).

В 5677 /1917/ году р. Кук принимал активное участие в разъяснительной и организационной работе, которая привела к появлению Декларации Бальфура. В этом документе английское правительство, захватившее в ходе первой мировой войны Землю Израиля, признавало за евреями право на создание «национального дома на территории Палестины».

В 5679 /1919/ году р. Кук вернулся в Землю Израиля и был избран главным раввином Йерушалаима.

Его выдвижение произошло по инициативе Совета раввинов, координировавшего свои действия с доктором Хаимом Вейцманом и другими лидерами светского сионизма. Значительная часть харедимной общины Йерушалаима не признала верховный авторитет р. Кука и объединилась в особую организацию Эйда харедит (Общину богобоязненных), которую возглавили р. Ицхак-Йерухам Дискин (см.) и р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.

В 5681 /1921/ году р. Кук стал первым главным раввином Земли Израиля — этот пост был создан специально для него сионистскими руководителями «нового ишува».

Руководители Эйда харедит не признали этого назначения — они оспаривали мнения р. Кука по широчайшему спектру вопросов, касающихся большинства аспектов общинной жизни. Особенно острая полемика велась по поводу создания Еврейского Университета, избирательного права для женщин и законов субботнего года.

Весной 5681 /1921/ года в Йерушалаим прибыл один из руководителей всемирной организации Агудат Исраэль р. Авраам-Мордехай Алтер (Ребе из Гуры; см.), в задачу которого входило достижение компромисса между р. Куком и его оппонентами. Подводя итоги своей посреднической деятельности, Ребе из Гуры писал, что любовь р. Кука к Земле Израиля «переходит мыслимые границы» и вследствие этого «он называет духовную нечистоту чистотой». Во время своих последующих посещений Земли Израиля в 5684 /1924/ и в 5687 /1927/ году Ребе из Гуры попытался отстранить р. Кука от руководства общиной страны, но вмешательство со стороны лишь способствовало углублению противоречий (Везэ шаар ашамаим с.471—473).

Для защиты и распространения своих взглядов р. Кук основал в Йерушалаиме ешиву, названную им Аешива амерказит аоламит (Центральная всемирная ешива), — по его замыслу, это учебное заведение должно было стать очагом духовного возрождения нации.

Впоследствии эту ешиву стали называть Мерказ арав Кук (Центр р. Кука) — она приобрела статус основного исследовательского и образовательного центра движения религиозного сионизма.

В качестве руководителя религиозной общины р. Кук горячо отстаивал право евреев на святыни Земли Израиля.

Самая ожесточенная борьба развернулась вокруг Стены плача. Летом 5689 /1929/ года иерусалимский муфтий Хадж-Амин эль-Хусейни объявил, что Стена является древней мусульманской святыней, в то время как евреев с этим местом связывают только «ностальгические эмоции». По инициативе шейха арабы превратили узкую площадку перед Стеной в торговую улицу, по которой двигались ослы, нагруженные товарами. Арабы не раз забрасывали молящихся евреев камнями.

Р. Кук и другие сионистские лидеры организовали отряды самообороны для защиты молящихся, но в канун Девятого ава британские власти, находящиеся под давлением арабов, потребовали, чтобы еврейские часовые покинули свои посты — таким путем они попытались предотвратить массовое паломничество евреев к Стене в день траура по разрушенному Иерусалимскому Храму. И тогда, следуя призыву р. Кука, в город прибыли новые поселенцы со всех концов страны — в большинстве своем, молодые люди, далекие от традиционной еврейской жизни. В ночь на Девятое ава гудящей толпой они проследовали к Стене плача и, не встретив сопротивления арабов, устроили на улице перед Стеной шумный праздник. Затем, пройдя победным маршем через весь город, они возвратились к дому р. Кука.

Спустя неделю, в канун шабата, семнадцатого ава 5689 /1929/ года толпы арабов учинили погром в еврейских кварталах города. В ночь шабата они окружили Сиротский дом р. Дискина — детей удалось спасти лишь благодаря вмешательству британского отряда. На следующий день в Йерушалаиме стало известно и о резне, учиненной арабами в Хевроне, — более шестидесяти евреев были убиты, среди них ученики ешивы Слободка, женщины, дети. Узнав о происшедшей трагедии, р. Кук потерял сознание и рухнул на пол. Когда его привели в чувство, он разорвал на себе одежды в знак траура и благословил Творца: «Барух Даян аэмет» (Благословен истинный Судия).

Общая беда отодвинула разногласия на второй план — на некоторое время харедимная община, религиозные и светские сионисты объединили свои усилия, чтобы вместе противостоять нависшей опасности. Но затем сионисты попытались, собравшись с силами, отомстить организаторам арабских бесчинств, а руководители Эйда харедит, стремившиеся избежать эскалации насилия, решительно противились этому — и острейшие разногласия возобновились (там же с.478—480).

В течение пятнадцати лет р. Кук работал над фундаментальным комментарием к Вавилонскому Талмуду, озаглавленным Алаха брура (Ясный закон), — в этой книге он обобщил исследования многих поколений законоучителей, а также изложил свое понимание целого ряда сложнейших алахических проблем.

Респонсы и законодательные решения р. Кука собраны в книгах Мишпат коэн (Суд коэна) и Даат коэн (Мнение коэна).

Его мировоззренческие концепции нашли наиболее полное выражение в книге Орот акодеш (Свет святости), а также в сборнике Игрот арав А.-И. Кук (Письма р. А.-И. Кука).

Р. Авраам-Ицхак Акоэн Кук умер в Йерушалаиме третьего элуля 5695 /1935/ года.

Во главе движения религиозного сионизма его сменил сын и ближайший ученик р. Цви-Йеуда Кук (см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше