Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Талит

Оглавление

Талит — накидка с кистями цицит [↑]

Талит — особая четырехугольная накидка, к углам которой прикреплены нити цицит. В талит облачаются во время утренней молитвы. Как правило, талит представляет собой прямоугольный кусок белой материи (чаще всего из шерсти) с несколькими вытканными по сторонам полосами.

Другое название талита — «талит гадоль» (большой талит), в отличие от т.н. «талита катан» (малого талита). Талит катан, как правило, надевают под рубашку или пиджак и носят в течение дня, а талит гадоль накидывают на плечи поверх пиджака, как во время утренней молитвы Шахарит, так и в некоторых других случаях, связанных с исполнением заповедей (например, во время обрезания в талит облачается отец ребенка).

Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться — перед вами еврей.

Заповедь Торы [↑]

Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».

Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению.

И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.

Как сказано выше, на протяжении всего светового дня носят талит катан с кистями цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают после утреннего омовения рук.

О некоторых деталях заповеди [↑]

Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).

При надевании талит гадоль надо произнести специальное благословение «­леитатеф бацицит», которое приведено во всех сидурах.

Во время утренней молитвы еврей молится, покрывшись в талит гадоль, на котором есть нити цицит. При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) благословение не произносится.

Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.

Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».

Как укутываться в талит [↑]

Сказано в Торе (Дварим 22:13): «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей, которой ты покрываешься».

Существует спор между ришоним (ранними комментаторами) о том, что означает слово «покрываешься». По мнению Баал а-Итур, достаточно просто: талит должен покрывать тело, как обычная одежда, которую носят люди — иногда покрывая голову, иногда не покрывая. Но изначально желательно, чтобы он покрывал голову.

Шулхан Арух (8:2) говорит, что алаха (закон) установлена в соответствии с этим мнением.

Однако Гаоним утверждают, что необходимо полностью укутать голову и большую часть тела. Так носили свою одежду арабы (ишмаэлим), потому такой способ укутывания в талит получил название «итуф ишмаэлим». И хотя сегодня арабы тоже не носят так свою одежду, достаточно того, что во времена мудрецов существовал такой способ (Респонсы Мааршам ч. 4:5). С давнего времени в подавляющем большинстве еврейских общин распространился обычай укутываться талитом, используя «итуф ишмаэлим».

Аризаль (При Эц Хаим, Шаар Цицит 1) утверждает, что очень важно покрываться именно таким образом. Его мнение приводит Маген Авраам (8:2), с этим согласен и автор Мишны Бруры (8:4).

Поэтому изначально после произнесения благословения поступают следующим образом: покрывают голову талитом до уровня глаз или до уровня рта, затем собирают спереди все четыре края талита вместе и закидывают их назад, на левое плечо. И стоят так в течение времени, которое необходимо, чтобы пройти 4 амы (приблизительно два метра). При этом необходимо, чтобы большая часть тела оставалась покрытой. Затем возвращают талит в обычное положение, чтобы он покрывал голову так, чтобы был немного виден тфилин, и два конца талита были спереди, а два сзади — чтобы человек был «окружен» заповедями.

Радваз (ч. 4:571) приводит слова рава Саадьи Гаона, который объясняет обычай закидывать концы талита на левую сторону: это делается, чтобы побороть йецер а-ра (злое начало), которое в сердце, как сказано: «…и не будете следовать сердцу вашему…» (Бемидбар 15:39).

Полосы на талите [↑]

Шулхан Арух (9:11) говорит, что кисти должны быть такого же цвета, как сам талит. Рамо добавляет, что обычай ашкеназим — делать кисти цицит белого цвета, даже если сам талит другого цвета. Сегодня обычай — делать и талит белого цвета.

Автор Лэкет Йошар (стр.12) сообщает, что его учитель, автор Трумат а-Дэшен делал светло-голубую полосу на талите в память о цвете тхелет.

Отсюда пошел ашкеназский обычай делать полосы на талите. Этот обычай приводят При Мегадим(Эшель Авраам 9:6) и Мишна Брура (9:16).

В наше время стало принято делать полосы черного цвета.

Обычай сфарадим — чтобы талит оставался полностью белым, без полос.

Выводить материалы

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Обязательно ли весь день ходить в талите?

Рав Бенцион Зильбер

Необходимо в талите спать?

Как возможно самому сделать «талит»?

Рав Яков Шуб

Кто такие «сыны Израиля»?

Моя первая молитва в талите и тфиллине.. Иерусалим. Стена плача

Давид Друбецкий

С наступлением Бар Мицвы (возраста 13 лет и одного дня) у мужчин появляется обязанность исполнять заповедь надевать тфилин, а представители восточных общин и некоторых ашкеназских начинают еще и облачаться в талит. Этот мальчик с особым трепетом касается кистями талита своих глаз. Дело в том, что есть красивый обычай во время утреннего чтения Шма Исраэль. Еврей, облаченный в талит, заканчивая благословение Аhават олам (Любовью вечной) на словах "ваhавиэну.." (приведи же нас с миром с четырех концов земли), собирает все кисти цицит и располагает их между безымянным пальцем и мизинцем, затем прислоняет их к груди напротив сердца. Начиная последний отрывок Шма, который является главой о циците, молящийся берет все кисти цицит в правую руку, и произнося слово цицит, каждый раз целует кисти цицит, а на словах "увидев ее" (уритэм ото), по одному обычаю смотрит, а по другому обычаю касается глаз, а затем снова целует. Трогательный момент