Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Современная молодёжь и духовность… Совместимы?

Темы: Конец времен, Рав Реувен Куклин, Пророчество, Духовность, Вера, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено
Здравствуйте! Смотря на молодёжь моего возраста, я, понимая, что в их жизни нет места духовности, люди видят только материальные ценности, уже сама не знаю, что такое духовность, как пустить в нашу жизнь Б-га, Он кажется уже мифом, тем, кого нет.
А. К.
Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А. К.!

Как известно, наше поколение — поколение иквета ди-мэшиха (поколение перед приходом Машиаха). Гмара в трактате Сангедрин (97а) приводит барайту о том, как будет выглядеть это поколение: «Молодые будут позорить стариков, а старики — вставать перед молодыми, и дочь восстанет на свою мать, а невестка — на свою свекровь, и лицо поколения — как морда пса, и сын не стыдится отца… Наглость умножится, честь извратится, и лоза даст свой плод — а вино будет дорого, и обратится всё царство в ересь, и нет обличения».

Удивительно, с какой полнотой всё это исполнилось в нашем поколении.

И если мы будем достаточно внимательны, то увидим, что у всех перечисленных «симптомов» — общая причина: погружение в материальный мир, или, говоря Вашими словами, «у людей в их жизни нет места духовности, они видят только материальные ценности». Попробуем подробно разобрать процитированную выше барайту и проследить, как все эти явления восходят к одному корню.

Начнём со слов барайты о том, что «обратится всё царство в ересь (минут)». Что такое минут? Рамбам пишет (Законы раскаяния 3, 6), что мин — это человек, отрицающий существование Б-га. В таком случае, барайта говорит, что государство будет основываться на материалистической идеологии — признавать только материю, отрицать существование любой духовной силы.

Поскольку люди не признают ничего, кроме окружающей их материи, и не думают о будущем мире, они говорят себе (Йешайа 22, 13): «Есть (будем) и пить, ибо завтра умрём!» В этом причина того, о чём говорится в барайте: хотя лоза даст свой плод (не будет неурожая), вино будет дорого — из-за большого спроса, т. к. все будут гнаться за наслаждениями, как пишет Раши, комментируя эти слова.

И в этом причина того, что не станет уважения к тем, кто достойнее. Ведь настоящее уважение проистекает из того, что человек осознаёт: его ближний не просто тело, «персть земная», но обладает высокой душой (читайте: Почему умерли ученики рабби Акивы? ). Во времена же, о которых мы говорим, наоборот, в почёте будет тело, поэтому старики будут вставать перед молодыми — ведь тело молодых более совершенно, чем тело стариков.

В этом же — причина того, что «лицо поколения» станет «как морда пса», т. е., в соответствии с комментарием Раши, люди этого поколения не будут стыдиться друг друга. Ведь стыд может испытывать только тот, кто понимает, что совершает поступки, недостойные его. Но тот, кто признаёт только материю и считает себя только телом, не признаёт, что у него есть какое-то достоинство, не признаёт собственной ценности (ведь в физическом отношении он уступает большинству животных).

Таким образом, мы видим, что уже мудрецы Мишны, которые жили 2000 лет назад, пророчески предвидели ту духовную ситуацию, в которой окажется наше поколение.

Но каждый человек, разумеется, обладает свободой воли, и каждый и в нашем поколении может подняться на такой уровень, что всё духовное будет в центре его стремлений. И награда такого человека будет больше, чем награда человека, достигшего такого же уровня в другом поколении, как сказано в Мидраше Ялкут Шимони (878): «Рабби Шимон бен Йохай сказал: если ты увидел поколение, ослабевшее в изучении Торы, остановись и укрепись в нём — и ты получишь награду, предназначенную всему поколению».

И вот пути, идя которыми, человек может достичь того, что духовное станет ему более интересным:

Прежде всего, ему следует выделить себе время спокойствия и тишины и «всмотреться» во всё сотворённое, и…

«тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг, и вот — он почти лишается чувств, и духа жизни в нем не остается… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, — душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за то в огонь и в воду… Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает совершенно от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать». (Хазон Иш Вера и упование. Ч. 1).

Второй совет основывается на поговорке: «Аппетит приходит во время еды». Если человек никогда не задумывался ни о чём духовном, то он никогда и не захочет этого сделать. Однако, если он только начнёт об этом задумываться, он, несомненно, почувствует, насколько эта тема ему не чужда, и ему снова и снова захочется думать об этом. На нашем сайте есть множество интересных лекций, которые помогут Вам сделать этот первый шаг. Предлагаю начать с таких лекций как «Загадка жизни», «Разгадка жизни» , «Не кто Еврей, а что Еврей» рава Ашера Кушнира.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте также: тема Духовное развитие человека

Материалы по теме

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Практическая Каббала. Что это такое?

Рав Ашер Кушнир

Согласно кабболе, есть много посланников Б-га. Каким образом можно обратится к ним за их помощью. Талисманы, амулеты, как их изготовить, что на них должно быть изображено?

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Что на самом деле произошло у горы Синай?


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его