Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
...Раби Шимшон открыл в тексте Мегилат Эстер тайный код, согласно которому вынесенный на небесах приговор об уничтожении евреев не был полностью отменен в день Пурима, но был лишь перенесен на 1648 год...

Раби Шимшон бар Песах Острополер (убит в 5408 /1648/ году) — выдающийся кабалист.

Происходил из рода царя Давида — по генеалогической линии, восходящей к Раши и Мааралю из Праги.

Изучал сокровенные разделы Устной Торы у выдающегося кабалиста р. Натана-Неты Шапиро из Кракова.

Р. Шимшон был магидом (проповедником) в городке Острополе, расположенном на реке Случь, а затем — раввином в городе Полонное, еврейская община которого состояла из двенадцати тысяч человек.

Написал ряд значительных трудов по кабале: в том числе, комментарии на книгу Зоар (Сияние). Поддерживал переписку с самыми авторитетными кабалистами своего времени.

Большинство его сочинений не было издано, но обширные цитаты из них приводятся в кабалистических книгах последующих поколений.

В сочинениях кабалистов повествуется, что р. Шимшон открыл в тексте Мегилат Эстер (Свитке Эстер) тайный код, согласно которому вынесенный на небесах приговор об уничтожении евреев не был полностью отменен в день Пурима, но был лишь перенесен на 5408 /1648/ год. Он призывал современников к покаянию, но его туманным пророчествам не верили. Тогда р. Шимшон, зная, что небесный приговор уже вынесен и подписан, обратился к трем величайшим мудрецам своего времени, призывая их принять смерть от погромщиков, и своею смертью искупить народ — каждый мог бы искупить четверть нации. На его призыв откликнулся только р. Йехиэль-Михл из Немирова, знавший наизусть все разделы Письменной и Устной Торы, — задолго до катастрофы этот величайший кабалист писал в предисловии к своей книге Шиврей лухот (Обломки скрижалей): «Хевлей Машиах (Страдания, связанные с приходом Машиаха) — числовое значение 408 (т.е. 5408 год)». Оба провидца погибли от рук погромщиков, искупив половину евреев, приговоренных небесами к уничтожению (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Р. Шимшон Острополер погиб, освятив Имя Б-га, в 5408 /1648/ году — во время резни, устроенной в Полонном казаками Богдана Хмельницкого.

В течение двух суток евреи вместе с поляками защищали город. Но панские слуги, украинские гайдамаки, предательски открыли городские ворота. В учиненной резне пало около десяти тысяч евреев. Знаменитый летописец этой эпохи р. Натан Ганновер писал: «И был среди них мудрец и знаток кабалы по имени р. Шимшон Острополер — к нему ежедневно являлся вещий ангел и обучал его тайной мудрости… И еще задолго до катастрофы поведал вещий ангел р. Шимшону, что, дабы смягчить приговор Небес, евреи должны совершить великое покаяние. И много раз проповедовал р. Шимшон в доме молитвы, призывая людей к раскаянию. И действительно, во всех городах произошло великое покаяние, — но произошло оно слишком поздно, потому что приговор был уже подписан… Р. Шимшон вошел в дом молитвы, и с ним триста горожан, почтенных знатоков Торы, — все одетые в белые погребальные одежды и закутанные в талиты (молитвенные плащи). И они молились Всевышнему, и были убиты во время молитвы, на святом участке земли» (Йевен мецула).

Прямыми потомками р. Шимшона Острополера были один из основоположников хасидизма р. Яаков-Йосеф из Полонного и знаменитый иерусалимский кабалист р. Шломо Эльяшив (Сарей амеа 3:4, 6:13).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего