Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не отделяйся от общества, ибо все мы одно, не суди ближнего, пока не будешь на его месте»Пиркей Авот 2, 5
Бесконечная и неизменная Первопричина, которую р. Моше называет Эйн-соф (Бесконечность), по его словам по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что «ничто не существует вне Б-га».

Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак; 5282—5330 /1522—1570/ гг.) — один из величайших кабалистов всех поколений.

Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова — так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.

Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан арух р. Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы — у кабалиста р. Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.

Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава.

Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас, р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь. Когда в 5330 /1570/ году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».

В своем основном труде, трактате Пардес римоним (Гранатовый сад), р. Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар (Сияние).

Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».

Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сеферагейрушин (Книга отлучения), Шиур кома (Во весь рост) и Ор неэрав (Сладостный свет), а также комментарий на книгу Зоар.

Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора (Пальма Дворы), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего — Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.

Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего тамуза 5330 /1570/ года.

Его сын, р. Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Йерушалаима.

Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес римоним — он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 /1586/ году (а в 5352 /1592/ году он был выпущен вторично — в типографии Кракова). В 5347 /1587/ году в Венеции вышел в свет трактат Ор неэрав, а за ним, в 5349 /1589/ году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).

Спустя три века — в 5643 /1883/ году в Варшаве — был впервые издан трактат Шиур кома. И наконец, в 5652 /1892/ году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше (Молитва Моше). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.

Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»