Оглавление
Восстание казаков [↑]
Сто сорок лет польское еврейство жило относительно спокойно. И вдруг разразился жестокий кризис: Польша захватила Украину, и паны разделили между собой плодородные земли этой страны. Украинским крестьянам пришлось пойти работать на новых господ и обрабатывать для них земли, которые некогда принадлежали им самим.
Коренные жители Украины, казаки, страдали от притеснения католической церкви, к которой принадлежали поляки. Для взимания подати с украинских крестьян поляки пользовались услугами евреев. И хотя основными угнетателями были польские паны и деньги собирались для них, казаки видели главных своих врагов именно в евреях, отбиравших у них деньги. Поэтому они ненавидели евреев даже больше, чем поляков.
Долго ждали казаки избавления от ненавистной власти, пока не случилось событие, приведшее к взрыву.
Богдана Хмельницкого, одного из казацких предводителей, жестоко оскорбил польский пан, губернатор города Чехрин. Его жену, согласно многим источникам, его жену, увели польские наемники, которые ворвались для этого в его дом по приказу пана. Хмельницкий решил обратиться за справедливостью в королевский суд, но был с позором изгнан оттуда. Оскорбленный, полный жажды мести, он отправился по украинским местечкам, рассказывая всем, как с ним поступили. При этом он предупреждал, что такое же может случиться и с другими. Так началось восстание.
Хмельницкий понимал, что казакам в одиночку не справиться с частями польской регулярной армии, поэтому он заключил союз со своими недавними врагами, татарами.
В 5408 (1648) году объединенные украинско-татарские войска напали на поляков и евреев на Украине. Они убивали всех, кто попадал к ним в руки. Король Владислав, собравший войско всего в 8 тысяч человек, недооценил силу восстания. Войско было разбито, а Владислав умер прежде, чем успел набрать новую армию. Польская шляхта не могла забыть старые раздоры. Даже в такое серьезное время выборы нового короля затянулись на несколько месяцев. Тем самым, в опаснейший момент истории Польша была лишена центральной власти.
Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. Осенью 1648 года казаки покорили все пространство до бывшей польской границы и осадили Львов (Лемберг).
От восстания к войне против евреев [↑]
Вся Украина была открыта перед войсками Хмельницкого, которые, как хищные звери, набросились на беззащитных людей. Прежде чем убить, казаки долго пытали свои жертвы. Легче была участь тех, кто попал в руки татар. Проданные в рабство в Турцию, они не теряли надежды на то, что их выкупят.
Евреи бежали в крепости, которые стояли, как отдельные острова, среди моря восстания. Но не все крепости устояли. Где силой, а где хитростью казакам удалось захватить многие из них.
К городу Немирову казаки подошли под польскими флагами. Думая, что идут поляки, жители города открыли ворота. С дикой свирепостью ворвались казаки в город, убивая и евреев, и поляков, б тысяч евреев погибло в тот день — 20 Cивана 5408 (1648) года. Этот день отмечался постом во многих польских и литовских общинах. Раби Шабтай Акоэн так описывает трагедию города Немирова: «Убили в городе около шести тысяч душ: мужчин и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед шкафом со святыми книгами зарезали канторов, служек. Вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок из них».
Обманом взяли казаки и город Тульчин. Они обещали полякам свободный выезд в Польшу при условии, что те выдадут им всех евреев. Евреи, превосходившие поляков числом, знали об измене. Но из опасения, что, если они нападут на предателей, соплеменники тех в других местах отомстят евреям, они отказались от сопротивления и вышли из города навстречу казакам. Православный священник обещал сохранить жизни, если евреи крестятся, но они предпочли освятить Имя Создателя и погибли святой смертью.
Перебив евреев, казаки атаковали город. Когда же поляки напомнили обещание не трогать их, казаки ответили: «Смерть предателям! Вы не пожалели своих союзников-евреев, почему теперь мы должны жалеть вас?»
События в Тульчине послужили уроком полякам других городов, и с тех пор они всегда выступали в союзе с евреями.
Во Львове, который также попал в осаду, была значительная еврейская община. Но за астрономическую сумму денег удалось уговорить украинско-татарские войска отойти от стен города, и евреям Львова удалось избежать гибели.
Кровавая баня [↑]
Город за городом попадал в руки диких полков, ибо долгие месяцы не было в Польше короля, который возглавил бы войско. Только пан Вышновицкий собрал маленькую армию, к которой присоединились евреи и которая некоторое время держала оборону, но в конце концов, была разбита.
Летом 5408 (1648) года были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин. Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие.
С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь.
Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию. В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир. Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками.
Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм.
Однако мир в стране длился недолго. В 5411 (1651) году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России. Теперь казаки воевали в союзе с русскими.
Вновь наступило время страданий для евреев. На этот раз горькую чашу пришлось испить евреям Литвы. В каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев. В месяце Тамузе 5415 (1655) года русско-украинские войска захватили город Вильну. Евреям, успевшим покинуть город, удалось спастись. Но 25000 человек попали в руки врага и были убиты.
Среди беженцев из Литвы, ушедших на Запад, были р. Шабтай Акоэн (Шах), р. Моше Равкаш, р. Аарон Шмуэль Кидновер. Они принесли с собой на Запад литовские методы изучения Торы.
Новая беда пришла, когда после ухода русских шведский король Карл X ворвался в Литву и Польшу. Р. Моше Равкаш писал: «Произошло с нами написанное: сбежал ото льва, встретил медведя (Амос 5:19)». Мало было евреям того, что они страдали от казаков, русских, татар и шведов. Теперь против них выступили и поляки под тем предлогом, что евреи, спасая свою жизнь, якобы, вошли в союз со шведами и выплатили им большую сумму денег. В Ланчике и в Калише поляки вырезали большинство евреев. Одновременно казаки перебили евреев Люблина и сожгли там синагогу со всеми молящимися.
Вновь посох скитаний [↑]
В 5417 (1657) году Хмельницкий умер, а в 5420 (1660) году Польша заключила мир со Швецией. Время войн и убийств миновало, но Золотой Век польского еврейства остался позади. По еврейским хроникам, с 5408 (1648) года по 5413 (1653) годы от казацкой сабли, разбоя и возникшего в результате хаоса голода и болезней погибли сто тысяч евреев и около трехсот общин. По мнению одного из беженцев, в Польше за весь период с 5408 по 5420 (1660) год погибло более 600 тысяч евреев.
Беженцы из Польши и Литвы обратились за помощью к главам германских государств. Они просили предоставить им убежище там, откуда в свое время бежали в Польшу их предки. Многие поселились в Голландии и Италии. Польские евреи пришли не с пустыми руками. Они принесли свои знания и опыт и сделали очень много для распространения Торы в западных странах. Во главе многих общин встала беженцы из Литвы и Польши.