Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Раз уважаемый р. Гади Поллак решил немного отдохнуть, то решил предоставить читателям следующее обсуждение в виде штикла. Просьба прочитать, подумать и предложить свое объяснение. Для тех, кто Гемару учил, вещь не очень трудная. Для тех, кто нет--подсказки: а) если не понимаешь, или понимаешь, но ничего в голову не приходит, перечитай еще раз; б) предложенное объяснение должно укладываться в текст Талмуда, приведенный ниже. Если что-то не понятно, спрашивайте. Я попытаюсь ответить в тот же час, как р. Гади, нет это слишком трудно в тот же день. Мне кажется, что возможно, как минимум пять разных объяснений разногласия Рава и Шмуэля (двух великих мудрецов ранней эпохи Талмуда, 3-й век н.э.), из которых одно невозможно согласно интерпретации этого отрывка приведенной ниже (см. Сфат Эмет, хидушим на Гм. Шабат 56а).
Kомментирует Талмуд историю с Давидом и Мефибошетом (Шабат 56а):
Сказал Рав: Давид поверил (кибель) лашон а-ра, как сказано: «И сказал ему (Циве) царь: где он (Мефибошет)? Цива сказал царю: вот он, в доме Махира бен-Амиэля, пустой человек (бэ-ло давар)» (Шмуэль II, 9, 4). И написано: «и послал царь, и взял его (Мефибошета), человека знающего (мило давар), из дома Махира бен-Амиэля» (там же, 5). Итак, спрашивает Талмуд, Давид увидел, что он (Цива) — лжец, почему же Давид поверил ему (Циве)? Как сказано: «(встретив Циву во время бегства из Иерусалима, Давид спросил его): где сын господина твоего? И ответил Цива царю: вот он сидит в Иерусалиме (предав Давида и надеясь на то, что ему вернут царство его деда)» (там же, 16, 3). Откуда знаем мы, что Давид поверил ему (Циве)? Потому что сказано: «и сказал царь: вот тебе все, что принадлежит Мефибошету. И сказал Цива: кланяюсь, да найду я благосклонность (эмца хэн) царя» (там же, 4).
Это мнение Рава. Согласно ему, Давид поверил лашон а-ра без достаточного на то основания.
Шмуэль с Равом не согласен:
Сказал Шмуэль: не поверил Давид лашон а-ра. Косвенные улики (дварим никарим) увидел Давид (и на их основании поверил Циве), как сказано: «Мефибошет, сын Шауля, спустился к царю, а он не омывал ног своих, и не правил усы свои, и не стирал одежды свои и т.д.» (там же, 19, 25)
— Почему ты не пошел со мной, Мефибошет? — спрашивает его Давид.
— Царь, господин мой, мой раб обманул меня, ведь сказал слуга твой: оседлаю-ка себе осла и поеду на нем за царем, ибо хромой слуга твой. А он оклеветал слугу твоего перед господином моим, царем. А царь — как ангел Б-жий, и делай, как угодно в твоих глазах. Ибо из дома отца моего остались только мертвые, а ты поставил слугу твоего среди тех, кто ест за твоим столом. И что мне еще оправдываться и плакать перед царем.
— Зачем тебе еще говорить твои слова, я уже сказал — ты поделишь имущество с Цивой.
— Пусть и все берет, раз господин мой царь вернулся с миром в дом свой, — ответил Мефибошет (там же, 26-30).
Шмуэль поясняет, что именно хотел сказать Мефибошет своей последней репликой:
Я думал: когда же он (Давид) вернется с миром, а ты мне такое делаешь? Не на тебя мне нужно жаловаться, а на Того, Кто вернул тебя с миром, как сказано: «и сын Йеонатана — Мерив-Баал» (Диврэй а-Йомим I, 8, 34). Разве Мерив-Баал было его имя, ведь его звали Мефибошет? Сказали на Небесах (яцта бат-кол): «Склочник, сын склочника». Склочник — (Мефибошет), как мы уже сказали, сын склочника — сын Шауля, который спорил с Б-гом (в связи с заповедью уничтожить Амалека).
Заключает Талмуд:
Сказал рав Эуда от имени Рава: в тот момент, когда Давид сказал Мефибошету: «Ты и Цива поделите поле», сказали на Небесах: «Йаровам и Рехавам поделят царство». Сказал рав Эуда от имени Рава: если бы Давид не поверил лашон а-ра, не разделилось бы царство, не служили бы евреи идолам и не изгнали бы нас с нашей земли».
Подведем итог.
Шмуэль и Рав расходятся в оценке поступков Давида и Мефибошета.
Согласно Раву, Давид поверил клевете лжеца Цивы и из-за этого пострадал невинный Мефибошет. Поэтому на Небесах решили, что царство Давида будет разделено.
Согласно Шмуэлю, оба участника истории — и Давид, и Мефибошет — невиновны. Мефибошет действительно сохранил верность Давиду. А Давид, хотя и ошибся в своей оценке ситуации, тем не менее, не нарушил закон. Есть правило: Эйн лэ-даян эла ма ше-эйнав роот — судье нужно обращать внимание только на то, что он видит. Иначе говоря, судить на основании имеющейся у него информации, несмотря на то, что, возможно, существует другая, неизвестная ему информация, с учетом которой он вынес бы другой приговор. Так и Давид на основании косвенных улик имел право поверить Циве и оштрафовать Мефибошета за нелояльность.
Наоборот, говорит Шмуэль, Мефибошес должен был принять это как гзерат шамаим (приговор Небес) вместо того, чтобы жаловаться на несправедливость Б-га, как сделал в свое время его дед Шауль.
А теперь вопросы. Первый общий, второй для тех, кто учил на более-менее серьезном уровне Талмуд, и еще два наводящих.
1. О чем спорят Рав и Шмуэль? Шмуэль показывает: Давид поступил правильно (настолько правильно, что Мефибошет в этой истории оказывается более «виноватым»), основываясь на косвенных уликах. Почему Рав с этим не согласен?
2. В соответствии с чьим мнением устанавливается галаха? Рава или Шмуэля?
3. Почему в Талмуде разъяснение мнения Рава начинается с указания на лживость Цивы?
4. Почему при обсуждении, верил или не верил Давид лашон а-ра, Рав цитирует первый приговор (когда Цива встречает Давида под Иерусалимом и Давид ему все отдает), а Шмуэль концентрируется на втором приговоре (когда Мефибошет пытается оправдаться перед Давидом и Давид делит имущество между Цивой и Мефибошетом)?
Просьба к читателям подумать и предложить свои объяснения. Так в некоторых ешивах учатся. Для тех, кто может: пожалуйста, посмотрите комментарии и Хафец Хаима и отвечайте на основе прочитанного. Так тоже в некоторых ешивах учатся.
P.S.
При Мегадим (великий мудрец 18-го века) заканчивает свой комментарий на талмудическое обсуждение (Рош Йoсеф, Шабат 56а) вот так:
Лашон а-ра — причина всего этого (кровопролития, идолопоклонства и изгнания), и до сих пор не очистились мы от этого греха. И даже в горьком изгнании, где мы отягощены ярмом и многими невзгодами (царот), (люди) от зависти друг друга ранят (докрим) языками своими, пока не смилостивится над нами Всевышний, и не придет праведный Машиах, и не исполнятся слова: «И миру не будет конца» (у-лэ-шалом эйн кец – Йешая 9, 6). Амен.
Эти слова были написаны больше двухсот лет тому назад. С тех пор Всевышний действительно смилостивился над нами и послал нам Хафец Хаима и его законы лашон а-ра. На нас ответственность — изучать и выполнять их.
Теги не заданы