Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Рав Эуд Авицедек
«Главное, во что в связи с этим мы обязаны верить, — это то, что существование Всевышнего нам известно, оно абсолютно необходимо и независимо, однако сущность Его непостижима для нас совершенно. Более того, наложен вечный запрет на любую попытку понять Его сущность. Так сказали мудрецы (Хагига 11б): “Есть четыре таких вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться”, и еще (Хагига 13б): “В непостижимом для тебя не ищи (новых знаний) и т.д. — нет тебе дела до скрытого”. Все, что может воспринять и представить мысль человека, не может быть сущностью Всевышнего, потому что Он — выше любой нашей мысли, и не относится к Нему ничто из того, что есть у созданных, больших или малых. Поскольку то, что для созданных является величайшим совершенством, для Него недостаток и даже не напоминает сущность Его. Все, что есть в созданном — добро и зло, недостаток и совершенство — все это вещи новые, сотворенные по воле Его, в соответствии с нашей, а не Его природой, и об этом сказал Йешаягу (40:25): “Кому уподобите вы Меня, чтобы Я был сравним с ним? — скажет Святой”». (Рамхаль Даат Твунот 46).
В этом, суть первых Основ веры — знание, что суть Всевышнего непостижима в принципе. Постичь можно только то, что Он открывает, и даже это постижение ограничено. Все, что мы говорим о сущности Всевышнего, носит форму отрицания — мы отрицаем в Нем всякую ограниченность, связанную с сопряженностью, множественностью, «местом», материей и временем.
Невозможно постичь, каким образом возникновение желания Всевышнего сотворить этот мир, сочетается с его абсолютной неизменностью. Невозможно постичь, как и после сотворения, Всевышний наполняет все миры, точно также, как и до сотворения. Человек не может постичь, что значит «Один простой»[1], и бытие вне времени, и какой-либо границы вообще.
Человек не способен постичь, каким образом знание Всевышнего о созданиях нижнего мира, не означает изменений в Его «знании». И каким образом абсолютное знание Всевышнего не отрицает свободу выбора.
Как разум человека может постичь замысел Творения, если «Нет причин у желания». И даже у Моше не было полного постижения, почему есть праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо. Это касается и пророчества, которое есть «закон, установленный Всевышним», и не может быть постигнуто разумным исследованием. Тем более, это касается Торы — небесного раскрытия, данного из высот, она не может быть осмысленна в рамках человеческих законов — «И не знал человек ее в полноте». То же самое относится ко всем знамениям, к предназначению Машиаха, царство которого восстанет не природным, не «человеческим» образом. А о воскрешении мертвых, уже сказано: «Не видел глаз человеческий» (Брахот 34б).
Цель веры — знать, что человек может постичь только открытое ему, но не сокрытое, да и его он постигает ограниченно.
И именно здесь проходит граница между сознанием верующего человека и еретика — «Эллин[2], отрицающий все, кроме того, что осязаемо им. Он и его ученики — злодеи, вообразившие себе, что все, что не постижимо их разуму — не истина» (Рамбан, Глава Ахарей мот).
В этой гордыне — в уверенности, что он может постичь все человеческой мудростью, Аристотель отрицал провидение Создателя, Тору и остальные Основы веры: «Отсюда увидь жестокость “главы” всех философов, его упрямство, да сотрется имя его. Ведь он отрицал несколько вещей, видимых множеством людей, а мы видели их истинность, и о них было известно многим в те, древние времена» (Рамбан, «Торат а-Шем тмима»)
Именно такое восприятие мира стоит во главе любого греха ереси.
Однако и верующий, если не осмыслит границу своего постижения, если не примет на веру данные мудрецами границы — о чем не следует рассуждать, как мы объясняли, тоже может прийти к ереси. Как это объясняет автор книги «Лешем».
«Есть еще преступление… тоже включенное в грех древа познания добра и зла. И оно намного хуже, чем первое. А испытание, связанное с этим грехом, намного труднее, настолько, что почти и нет исправления ему, упаси Г-сподь. Так вот, это преступление — ересь и эпикурейство. Речь о том, кто начинает мудрить и исследовать простую веру Израиля, веру в сотворение мира заново, в провидение и управление мира Всевышним, в пророчество, в чудеса, награду и наказание, а также во все, что прямо сказано или объяснено в письменной и устной Торе. Во все заповеди и предостережения — обязанности человека в этом мире. И если некто начинает “мудрить” над ними — зачем они, в чем их польза, и как они могут оставлять след вверху. А также, он начинает мудрить и исследовать то, что касается души, и всего происходящего в будущем, в мире душ, в эпоху Машиаха, и в жизни будущего мира.
Тоже самое касается и внутреннего (тайного) смысла Торы, вдобавок к открытому. Ведь хотя все открытые и простые смыслы Торы — это святая святых, и они непоколебимы на веки, тем не менее, они не идут ни в какое сравнение со святостью ее внутреннего смысла, ее сокрытой глубины, во всех ее словах и рассказах. В каждой букве, в каждой закорючке, как это и следует для Б-жественной Торы, ибо вся она, Его свет буквально. Все это относится к простой вере народа Израиля, с тех пор, как они стали “долей Всевышнего” и народом Его. То есть, с момента его возникновения, и навеки.
И всякий, кто ввергает себя в испытание исследовать все это своим разумом — понять истинность этого разумом и сердцем. — Согласится ли с этим его сердце, помимо веры? Он вводит себя в испытание, еще более тяжелое, чем первое, и здесь человек подвергает себя огромной опасности. Ведь как можно человеку, со всей его низменностью и малостью, исследовать все дела Б-га, Его правление и волю, постичь их глубину и увидеть их цель, когда на самом деле они неисчерпаемы!?» (Лешем, ДЭА, 2:4).
И так он завершает там свои слова: «Но Основа обязывает любого, кто называется евреем, верить полной верой, что все, в словах мудрецов — законы и рассказы, в Талмуде и Мидрашах, все это “слова Б-га живого”. И все, что они сказали, сказали духом Всевышнего, который говорил в них, и все это относится к “тайнам Всевышнего, для страшащихся Его”, как мы находим это в трактате Санедрин (48б) — даже в вопросах, не имеющих никакого отношения к законам и поступкам вообще. И там спрашивает Гемара у рава Нахмана: “Откуда знаешь ты это?”, а ответом было, что это “тайна Всевышнего для страшащихся Его”».
[1] Наверное, можно сказать «абсолютно один», и надо отметить, автор «Ховот а-левавот», считал это постижимым, хоть и невероятно трудным. (Прим. пер.)
[2] Аристотель.
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»