Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Рав Эуд Авицедек
Гордыня человека и глупая мысль, будто бы он может постичь своим разумом все бытие, возникают из-за того, что он видит перед собой мироздание, построенное согласно порядку, в образе, воспринимаемом человеческим разумом. Но ты должен знать, что вся реальность, сотворенная Всевышним, сотворена не по «Его меркам», она сотворена «по меркам» самих творений, а такого рода раскрытие, по желанию самого Создателя, было великим «сокрытием» — «цимцумом»[1].
«Безусловно, Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий. И если бы Он сотворил мир таким образом, то запечатал бы уста всех созданных, и не могли бы они сказать ни слова о Его деяниях» (Рамхаль, Даат твунот 40).
И если бы мир был сотворен так, то любой бы ощущал, что он «Творение мелкое и презренное, темное, и слабо осознающее, пред Тем, чье сознание совершенно». И не было бы дерзнувших исследовать недоступное или отрицать Основы.
«Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке» (Даат Твунот 40).
Однако следует знать: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего Своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).
«Лишь малую долю», и даже в этой, «малой» доле, постижение ничтожно. И когда задумается человек о делах Создателя, о Его чудесных творениях, он увидит, насколько мало его постижение даже в том, что ему «открывается». Как и пишет об этом Рамбам, после того, как он разъяснил «Маасе Берешит» и «Маасе Меркава»: «Когда человек задумается об этом, и узнает все Творения — ангелов, сферы, человека, и так далее, и когда он увидит мудрость Всевышнего, во всех Его созданиях, то возжаждет душа его и устремиться плоть любить Создателя, благословен Он. И тогда человек убоится и затрепещет от своей низости, бедности и легковесности, если только сравнит себя с одним из великих тел. Тем более, [если он сравнит себя] с одним из великих, чистых образов, отстраненных от материи, что вообще не соединяются с ней. И тогда он найдет себя подобным сосуду, полному стыдом и позором» (Основы Торы, 4:2).
Так определил нам рабейну Бахья заповедь «знать Создателя»: «Две этих [заповеди]: как человек обязан, и заповедано ему, воздержаться от исследования запрещенной части, так ему заповедано, и он обязан исследовать и изучать разрешенную часть. Ибо этим станет любезен раб своему Хозяину, и узнает Его из Его деяний» (введение в Тору).
В этом — фундамент веры Израиля, которая учит человека, к каким исследованиям он должен приложить усилия, а что запрещено ему понимать и изучать, но во что следует верить, но с той же силой. Все восприятие веры и знания зиждется на этой основе основ.
«Вера, это нечто, отпечатанное в душе… образом, настолько сильным, так душа не может пережить отрицание этого, ни под каким видом… даже, если не знает способа подтвердить истинность этого» (Основы, маамар 1:19).
«Главное в вере, верить в то, что человек не видит» (Рабейну Бахья, Шмот 16:4). А верить так же сильно, как в то, что человек видит.
И как говорит автор «Бейт а-Леви»: «Главное в заповеди веры, верить во все слова Торы, согласно традиции от учителей, даже в то, что мы не можем прояснить однозначными аргументами… Ведь то, что прояснено человеку аргументами, называется знанием, и не относится к вере. А нам, заповедано верить, и это относится к вещам, которые разум не может постичь на основе аргументов» (Глава Бо).
Вера Израиля учит человека постижению реальности: все, что человек способен постичь, лежит в области, открытой для него, в той самой «Капле в море, которую Всевышний решил раскрыть нам». Именно это и означает слово «реальность» (מציאות)[2], как мы еще объясним это в первой Основе. Вне этих рамок, человек не может постичь ничего. Обдумайте это как следует.
[1] «Цимцум» — дословно «сокращение» или «сокрытие», и так объясняет это Рамхаль: «Совершая действий за Его пределами, Эйн Соф, благословен Он, захотел и оставил свою неисчерпаемость и принял ограниченный образ действия. Это называется “Цимцум” (сокращение) Эйн Соф, благословен Он» (Рамхаль, 138 врат мудрости)
[2] Это слово, происходит от слова «מציאה» — находка, то есть, существующее, означает «найденное», бывшее ранее недоступным, и ставшее доступным теперь, данное в постижение. Тогда как «не данное в постижение», остается для человека в «небытие».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.