Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учение Рамхаля о «цимцуме», связь веры и знания в традиции Израиля и то, как человек может познавать Творца через Его творения. Что значит «малое постижение» и как оно влияет на стремление к любви и трепету перед Создателем.

«Творение мелкое и презренное, темное, и слабо осознающее, пред Тем, чье сознание совершенно»

Гордыня человека и глупая мысль, будто бы он может постичь своим разумом все бытие, возникают из-за того, что он видит перед собой мироздание, построенное согласно порядку, в образе, воспринимаемом человеческим разумом. Но ты должен знать, что вся реальность, сотворенная Всевышним, сотворена не по «Его меркам», она сотворена «по меркам» самих творений, а такого рода раскрытие, по желанию самого Создателя, было великим «сокрытием» — «цимцумом»[1].

«Безусловно, Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий. И если бы Он сотворил мир таким образом, то запечатал бы уста всех созданных, и не могли бы они сказать ни слова о Его деяниях» (Рамхаль, Даат твунот 40).

И если бы мир был сотворен так, то любой бы ощущал, что он «Творение мелкое и презренное, темное, и слабо осознающее, пред Тем, чье сознание совершенно». И не было бы дерзнувших исследовать недоступное или отрицать Основы.

«Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке» (Даат Твунот 40).

Однако следует знать: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего Своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).

«Лишь малую долю», и даже в этой, «малой» доле, постижение ничтожно. И когда задумается человек о делах Создателя, о Его чудесных творениях, он увидит, насколько мало его постижение даже в том, что ему «открывается». Как и пишет об этом Рамбам, после того, как он разъяснил «Маасе Берешит» и «Маасе Меркава»: «Когда человек задумается об этом, и узнает все Творения — ангелов, сферы, человека, и так далее, и когда он увидит мудрость Всевышнего, во всех Его созданиях, то возжаждет душа его и устремиться плоть любить Создателя, благословен Он. И тогда человек убоится и затрепещет от своей низости, бедности и легковесности, если только сравнит себя с одним из великих тел. Тем более, [если он сравнит себя] с одним из великих, чистых образов, отстраненных от материи, что вообще не соединяются с ней. И тогда он найдет себя подобным сосуду, полному стыдом и позором» (Основы Торы, 4:2).

Так определил нам рабейну Бахья заповедь «знать Создателя»: «Две этих [заповеди]: как человек обязан, и заповедано ему, воздержаться от исследования запрещенной части, так ему заповедано, и он обязан исследовать и изучать разрешенную часть. Ибо этим станет любезен раб своему Хозяину, и узнает Его из Его деяний» (введение в Тору).

Вера Израиля

В этом — фундамент веры Израиля, которая учит человека, к каким исследованиям он должен приложить усилия, а что запрещено ему понимать и изучать, но во что следует верить, но с той же силой. Все восприятие веры и знания зиждется на этой основе основ.

«Вера, это нечто, отпечатанное в душе… образом, настолько сильным, так душа не может пережить отрицание этого, ни под каким видом… даже, если не знает способа подтвердить истинность этого» (Основы, маамар 1:19).

«Главное в вере, верить в то, что человек не видит» (Рабейну Бахья, Шмот 16:4). А верить так же сильно, как в то, что человек видит.

И как говорит автор «Бейт а-Леви»: «Главное в заповеди веры, верить во все слова Торы, согласно традиции от учителей, даже в то, что мы не можем прояснить однозначными аргументами… Ведь то, что прояснено человеку аргументами, называется знанием, и не относится к вере. А нам, заповедано верить, и это относится к вещам, которые разум не может постичь на основе аргументов» (Глава Бо).

Постижение реальности

Вера Израиля учит человека постижению реальности: все, что человек способен постичь, лежит в области, открытой для него, в той самой «Капле в море, которую Всевышний решил раскрыть нам». Именно это и означает слово «реальность» (מציאות)[2], как мы еще объясним это в первой Основе. Вне этих рамок, человек не может постичь ничего. Обдумайте это как следует.


[1] «Цимцум» — дословно «сокращение» или «сокрытие», и так объясняет это Рамхаль: «Совершая действий за Его пределами, Эйн Соф, благословен Он, захотел и оставил свою неисчерпаемость и принял ограниченный образ действия. Это называется “Цимцум” (сокращение) Эйн Соф, благословен Он» (Рамхаль, 138 врат мудрости)

[2] Это слово, происходит от слова «מציאה» — находка, то есть, существующее, означает «найденное», бывшее ранее недоступным, и ставшее доступным теперь, данное в постижение. Тогда как «не данное в постижение», остается для человека в «небытие».

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»