Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Деньги, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Заработок
Писание говорит: «Если будешь желать ее, как серебра (…), тогда поймешь трепет пред Б-гом и знание Г-спода найдешь». Стих хочет научить нас тому, что, если человек не желает трепета пред Б-гом и не ищет Торы, как ищут серебро и спрятанные сокровища, он не узнает, что такое этот трепет. А раз так, то нам необходимо сначала понять, как же принято в этом мире добывать деньги и клады, — а затем уже мы сможем применить это к нашей теме.
Известно, что, если начать перечислять все самое важное, что есть в мире, первыми в списке окажутся три вещи: мудрость, мощь и богатство. (Мудрость — самое необходимое, затем — мощь и на последнем месте — достижение богатства. — Прим. сост.) И, несмотря на то, что эти вещи сами по себе так важны, человек обычно использует их как средство для того, чтобы достать денег. Давайте теперь обсудим каждое из этих трех качеств отдельно.
Если мы внимательно присмотримся к тому, что происходит вокруг, то заметим, что каждый лавочник и каждый купец напряженно размышляют: как бы достать какой-нибудь новый товар, который понравится покупателю и принесет хозяину прибыль? И увидим мы также, что каждый месяц появляются новые и новые машины, в которых запечатлена мудрость их создателей. Изобретение таких машин — это огромный труд: ученый все свое внимание, весь свой разум подчиняет этой задаче, углубляясь в проблему на протяжении нескольких месяцев, а иногда — даже нескольких лет. Если же мы захотим узнать движущую силу всего этого: в чем состояла цель изобретателя, каково было тайное стремление его души? — обнаружится, что делалось все это в первую очередь ради того, чтобы заработать деньги. Таким образом, нам становится ясно, что заметная часть людей заставляет свой мозг напряженно работать ради возможно более полного постижения некоторой темы, и приобретенная ими квалификация рассматривается лишь как средство для того, чтобы заработать денег. И разъясняет нам Писание, что в точности так же следует человеку сосредоточить все свое внимание, всю силу своего разума на одном вопросе: как научиться трепетать пред Б-гом и постичь Его Тору?
Теперь поговорим о мощи — имеется в виду сила, которой человек располагает. Если мы исследуем, как используется человеком эта сила, то выясним, что большинство людей, если не все: и ремесленники, и купцы, и моряки — работают, вкладывают свои силы лишь ради получения денег. Не остановят их ни дождь, ни снег, не напугают их ни трудности путешествия, ни жара, ни холод… Даже если человек знает, что работа доведет его до изнеможения и лишит сил, все равно он идет на это с радостью, зная, что приближается к желанной цели, которую поставил перед собой: сможет получить деньги! И точно так же должен человек посвятить все силы и быть готовым с радостью переносить любые лишения ради того, чтобы приобрести трепет перед Б-гом и понимание Его Торы.
Нам осталось поговорить о богатстве — имеются в виду существующие в мире деньги. С каждым случается (а для купцов это обычная практика), что он пускается в путешествие, стоящее ему немалых средств, только ради того, чтобы приобрести какой-то товар или заключить удачную коммерческую сделку, которые смогут принести доход. И разъясняет стих: точно так же должен человек быть готовым потратить деньги на то, чтобы приобрести трепет перед Б-гом и понимание Его Торы.
Итак, тремя вещами: мудростью, мощью и богатством (то есть силой разума, физической силой и деньгами) пользуется человек для того, чтобы заработать. Иногда он каждой составляющей пользуется отдельно; иногда всеми тремя вместе, то есть и мудрость, и силу, и деньги вкладывает во что-то, что должно принести прибыль. И даже если не уверен человек точно, получит ли он прибыль, все равно он поступает именно так, как мы описали. Ведь случается, что дело, как ненасытная утроба, пожирает и силы человека, и его деньги, а в конце концов никакой прибыли не приносит. Но пока есть шанс, что прибыль будет, человек не останавливается; продолжает тратить и силы свои, и деньги. И во сколько же раз больше его обязанность сделать то же самое ради собственной своей души, чтобы достичь страха перед Б-гом и понимания Торы Его! Ведь в этом Б-г, вне всякого сомнения, поможет ему, и достигнет он того, к чему стремится. Мудрецы Талмуда засвидетельствовали это в словах о том, что «если скажет тебе кто-то: “Я трудился, но мне не удалось”, • — не верь». (Речь идет о труде изучения и постижения Торы. — Прим. пер.).
И вот что еще содержится в этом стихе. Часто бывает так, что, хотя человек и знает, как велика важность исполнения заповедей и изучения Торы, он не занимается этим, опасаясь, что его сочтут бездельником (то есть станут думать, что он просто ленится работать), а из-за этого он будет выглядеть глупцом. Задам маленький вопрос. Мы видим собственными глазами, как часто для того, чтобы узнать, какой товар идет лучше, человек прикидывается дурачком, ничего не понимающим, и купцам не приходит в голову оберегать от него свои коммерческие тайны, и он выведывает все секреты торговли. И так не только в торговле: повсюду, где речь идет о деньгах, мы видим, что люди не останавливаются ни перед чем. Когда человек начинает учиться торговать и в первый раз приходит на рынок, со всех сторон он слышит: «А кто это тут новенький появился?» Разве из-за этого он бросит свое занятие и сбежит домой? Он скажет себе: «Пусть говорят что хотят, пусть обсуждают меня как угодно. У меня своя задача: я должен заработать денег!» И во время служения Б-гу, которым душа человека навечно привязывается к источнику жизни и освещается его светом, не следует обращать внимания на людские насмешки. Говорит Шулхан Арух, Орах Хаим, 1, что совсем нельзя человеку смущаться перед людьми, которые насмехаются над тем, как он служит Б-гу.
Все, о чем мы здесь говорили, заключено в единственном стихе Писания: «Если будешь желать ее, как серебра…»
Торат гa-Баит, 9
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»