Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Самое трудное испытание — славой»Раби Нахман из Бреслава
На печати изображена фигура в профиль в длинном одеянии, с большой копной волос и в массивном головном уборе, протягивающая вверх открытую ладонь. По сторонам этой фигуры — текст, зеркально выгравированный палеоеврейским шрифтом: «Принадлежит Йеоэзеру сыну Ошаяу».

Печать из чёрного камня пролежала под землей около 2700 лет и была найдена в ходе раскопок недалеко от Храмовой горы на территории археологического парка «Музей Дэвидсона». Археологи постоянно находят в Старом Городе Иерусалима монеты, украшения, посуду, печати эпохи Храма. Но эта маленькая овальная печать — очень редкий и необычный артефакт.

Загадки древней печати

На печати изображена фигура в профиль в длинном одеянии, с большой копной волос и в массивном головном уборе, протягивающая вверх открытую ладонь. По сторонам этой фигуры — текст, зеркально выгравированный палеоеврейским шрифтом: «Принадлежит Йеоэзеру сыну Ошаяу».

Фото: Эмиль Аладжем, Управление древностей Израиля

В древние времена знатные люди обладали такими печатями, обычно сделанными из камня. Печати использовались для запечатывания посланий и документов воском или глиной, а также проставлялись на глиняной посуде, предназначенной для хранения и транспортировки вина, оливкового масла и других продуктов — для того чтобы не возникало сомнений в их принадлежности.

Ученые предположили, что первый владелец печати, Ошаяу, был высокопоставленным должностным лицом в Иудейском царстве, а потом печать перешла по наследству к его сыну Йеоэзеру. Изображение крылатой фигуры на печати ученые объясняют влиянием Ассирии на весь ближневосточный регион и распространением ассирийских символов среди населявших его народов, в том числе, и евреев.

Так это или нет, и что именно собой символизирует это изображение — доподлинно неизвестно. Действительно, перед разрушением Первого Храма в Иудее были смутные времена. Мы читаем в книгах Пророков о том, как ассирийский царь Санхерив, угнав в плен Десять Колен Израиля, начал захватывать города Иудеи. В целом, евреи Иудеи были ближе к истинной вере, вере отцов, но идолопоклонство проникало и к ним.

После смерти Ошаяу его сын, Йеоэзер, унаследовавший печать, самостоятельно выгравировал на ней имена: своё и его — так предположили археологи, обратив внимание на то, что надпись выполнена намного небрежнее, чем изображение фигуры.

Фото: Эмиль Аладжем, Управление древностей Израиля

Получается, что Йеоэзер сын Ошаяу не отказался от изображения ассирийского символа на своей личной печати, и вместе с тем, твердо держался за свою еврейскую идентичность, и поэтому его имя — еврейское имя! — написано на иврите. Также и сейчас многие израильтяне пытаются одновременно причислять себя и к еврейской нации, и к западной культуре. Как показывает история, этот тупиковый путь в свое время привел к многим трагическим событиям: осквернению Храма греками, разрушению Первого Храма вавилонянами, разрушению Второго Храма римлянами, ассимиляции в странах Изгнания и исчезновению целых еврейских общин.

Имена на печатях и книга Иеремии

Ответ на вопрос о том, почему у Йеоэзера сына Ошаяу была именно такая печать, возможно, содержится в книге пророка Иеремии (на иврите — Ирмияу), где в 43-й главе упоминается высокопоставленный чиновник Иудеи по имени Азарья бен Ошайя. Этот Азарья вместе с другим чиновником, Йохананом бен Карэахом, и «другими дерзкими людьми» обличал пророка Ирмияу в лжепророчестве и подстрекал народ уходить в Египет. Азарья и Йеоэзер вполне могут быть вариантами одного и того же имени, так как имеют общий корень. И если это имя принадлежит человеку, который открыто выступал против повеления Б-га, переданного через пророка, то неудивительно, что еще одним из его грехов было почитание всего «прогрессивного», ассирийского.

Интересно, что в последние десятилетия археологи нашли немало печатей, принадлежащих людям, о которых говорится в Книге Иеремии. Самый значимый из них — Барух бен Нерия, мудрец, пророк и ученик пророка, чью печать с гравировкой «принадлежит Брахиау сыну Нерияу писцу» ученые датируют точно периодом разрушения Первого Храма. Барух бен Нерия хотел сам достичь пророчества, но этого дара он удостоился лишь в глубокой старости, а в 3320 году /440 г. до н. э./ Барух записал под диктовку своего наставника Иеремии все его пророчества о предстоящем разрушении Иерусалима и Храма.

В 1982 году археолог Игаль Шило обнаружил в Городе Давида печать с именем: «Гамрияу бен Шафан». Этот человек упоминается в Книге Иеремии (36:10) как писец, вероятно — потомок знаменитого летописца Шафана. Еще одна печать, «Йирахмеэля, сына царя», найденная в Старом городе Иерусалима, принадлежала, очевидно, тому Йирахмеэлю, который был в числе приближенных царя Иудеи, получивших приказ поймать Баруха бен Нерию и пророка Иеремию, «но сокрыл их Г-сподь» (Иеремия 36:26). Титул «сын царя» присваивался людям, которых царь воспитывал подобно своим биологическим сыновьям.

Археолог Аелет Мазар, проводившая раскопки в Городе Давида, обнаружила две интересные печати. Имя министра царя Цидкиягу Йеухала бен Шэлэмии, выгравированное на одной из них, упоминается в Книге Иеремии (37:3). А позже, в развалинах здания царского дворца, была найдена булла — кусок глины с оттиском печати — с именем Гедальяу бен Пашхура, упомянутого в Иеремии 38:1.

Также в Иерусалиме около пятидесяти лет назад были найдены печати «Йезаньяу, царского слуги», одного из царских министров (Иеремия 40:8); и «Серайя бен Нерия», про которого говорится у пророка Иеремии (51:59), что он отправился в Вавилон вместе с царем Цидкияу в четвертый год его царствования и был назначен смотрителем над царскими подарками.

И это только часть имен, которые встречаются и на древних печатях, и в Библии. Причем подавляющее большинство — именно у пророка Иеремии, так как именно в эпоху Иеремии Иерусалим был разрушен вавилонянами. Развалины погребли под собой множество артефактов, которые терпеливо ждали тысячи лет, чтобы быть обнаруженными в наши времена, перед Концом Дней. Разрушение представляет собой своего рода «моментальный снимок», который сохраняет культурный пласт до тех пор, пока там не будут проведены раскопки.

Раскопки в Старом городе продолжаются, и каждая новая находка становится очередным подтверждением Священного Писания. Вопреки мифу, который до сих пор пытаются распространять некоторые ученые, древний Иерусалим не ограничивался только Городом Давида. Духовным и культурным центром Иерусалима был Храм, поэтому одни из самых замечательных археологических находок были произведены у подножия Храмовой горы — как и эта маленькая каменная печать, которой 2700 лет назад запечатывал свои послания знатный иудей по имени Йеоэзер сын Ошаяу.

 


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше