Темы: Аман, Антисемитизм, Яаков, Америка, Ицхак, Политика, Эйсав, Рав Меир Мучник, Арабо-израильский конфликт
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Всевышний ниспосылает добро и благо своему народу. Но немало получают от Него и народы мира. Среди людей, находящихся на содержании Творца, встречаются и антисемиты, ненавистники Израиля. Как же так? С уважением, Александр
Здравствуйте, Александр!
Итак, как же так? А вот как.
Ради потомков
Начнем с простого.
Даже если сам человек — антисемит и причиняет зло евреям, у него могут быть более достойные потомки. Поэтому ради того, чтобы появились на свет они, Б-г дает жизнь и их предку.
Например, перед тем, как убить египтянина, избивавшего еврея, Моше «оглянулся по сторонам и увидел, что никого нет» (Шмот 2:12). Мудрецы толкуют: Моше увидел, что у этого египтянина не будет ни одного потомка-праведника, который перейдет в иудаизм (см. Раши там). Значит, если бы такому потомку предстояло родиться, этого египтянина не следовало бы убивать, хоть он и причинял страдания еврею.
И Талмуд (Санедрин 96 б) сообщает о целом ряде врагов еврейского народа, потомки которых перешли в иудаизм и изучали Тору. Среди них упомянут и Аман, злейший враг, стремившийся уничтожить евреев. В конечном счете, Б-г устроил так, что Амана повесили, но, если у кого-то возникает вопрос, почему ему вообще дано было жить и строить козни, то это один из ответов. Впрочем, как еще увидим, не единственный.
И, когда Б-г повелел Моше отомстить мидьянитянам за то, что они привели евреев к греху, наказанием за который явился массовый мор, Он не велел перебить моавитян, делавших то же самое, что мидьянитяне (Бемидбар 31:2). Потому что из Моава предстояло выйти праведной Рут, которая примет иудаизм и среди потомков которой будет сам царь Давид (см. Раши там).
Ради пользы, которую они приносят в другой сфере
Затем, даже когда идет речь о самих антисемитах, во многих случаях ответ на вопрос, стоит ли Б-гу давать им жизнь, не такой уж однозначный.
У каждого есть симпатии и антипатии, но большинство людей либо держат свои взгляды при себе, либо время от времени высказывают их в кругу близких. И лишь единицы не только думают и говорят, но и предпринимают какие-то активные действия. Остальные же, будучи нормальными людьми, слишком заняты своими личными делами — работой, семьей и т. д., — которые для них все-таки важнее. Вот и большая доля антисемитов — такие. Негативное отношение к евреям, как и к другим народам или группам, может быть широко распространено в обществе, никто не станет размышлять, верны ли расхожие стереотипы. Но при этом большинство людей живет своей жизнью и делает свое дело, и их личные симпатии и антипатии редко во что-то выливаются.
Надо учитывать еще один момент: чтобы нанести реальный вред, человек должен обладать соответствующими возможностями. А т. к. власти и влияния на массы большинство людей не имеет, у них и возможностей не так уж много. Ну, могут при столкновении обозвать. Или напакостить на бытовом уровне. Если антисемит — начальник или чиновник, может усложнить жизнь зависящему от него еврею. Но и это не каждый день.
Зато каждый день все эти люди чем-то в жизни занимаются и приносят какую-то пользу. Что бы ни думал о евреях тот или иной крестьянин, миру нужен хлеб, который он выращивает. Как нужны машины, которые рабочий производит на своем заводе и которые конструктор проектирует в своем бюро. Так что если в целом пользы от человека больше, чем вреда, не так уж удивительно, что Б-г дает ему жить.
Не следует забывать, что до недавнего времени на Западе и в России антисемитизм был распространен практически во всем обществе, как в низах, так и в верхах. Только за последние век-полтора у интеллигенции стало модно иное отношение, а после войны (в России — после падения советского строя) стала терпимее и власть. На арабском же Востоке, как известно, ненависть и сегодня остается всеобщей. (Да и о современной западной интеллигенции еще поговорим). Так что, если реально лишать права на жизнь всех антисемитов, много тут придется выкосить, и, вполне возможно, нарушить нормальное функционирование большой части мира. (Если же вопрос — почему Б-г вообще не сделает так, чтобы не было антисемитизма и чтобы все эти люди не относились к евреям отрицательно, мы его обсудим ниже).
Некоторые люди более влиятельны, тогда, если они антисемиты, вреда от них может быть больше. Но и пользы тоже.
Например, большая часть классиков — композиторов и писателей — были либо открытыми антисемитами, как Вагнер или Гоголь, либо относились к евреям неоднозначно, допуская негативные высказывания. В этом списке и Шопен, и Лист, и Балакирев, и Чайковский, и Достоевский, да, наверное, и другие. Что же, мы теперь будем желать, чтобы не было на свете «Полета Валькирий» Вагнера, полонезов Шопена, Первого концерта и Шестой симфонии Чайковского, «Ревизора» Гоголя и всего остального, что эти люди написали? Практического вреда евреям они нанесли мало — разве что Вагнер много пропагандировал антисемитскую идеологию, которая впоследствии была использована Гитлером, но здесь осмелюсь предположить, что Гитлер бы и сам «справился». Зато все созданное ими классическое искусство принесло немало вдохновения всему миру — в том числе и евреям.
Даже такой антисемит, как Сталин, который и без того пролил море крови, в то же время кое-что построил, а главное — победил Гитлера. Иногда зверя может победить только другой зверь, для того он и был создан.
И здесь, возможно, действует другой принцип, упомянутый в Танахе (Иов 27:17): «Заготовит [нечестивец одежду], а наденет [ее] праведник, и непорочному достанется [его] серебро». То есть Б-г использует нечестивцев для того, что облагодетельствовать праведников. Уничтожить-то еврейский народ им не удается, а принести ему пользу — вопреки собственному желанию — пожалуйста!
Далее, неприязнь или отвращение часто испытывают к народу/обществу в целом, но не переносят на конкретных людей. Потому что эти чувства возникают на разломе свои/чужие, питаются стереотипами вроде «они паразиты» (или «агрессоры»), страхом перед массой «других» как перед силой, угрожающей «нам». Но отдельный человек, с которым сталкиваешься в жизни, слишком очевидно не представляет собой угрозы и не является «паразитом». Поэтому антисемит во многих случаях может решить, что перед ним «еврей, но хороший человек». И если он как-то этому еврею поможет, то Б-гу стоит дать этому антисемиту жизнь, даже если его мнение о евреях в целом ошибочное.
Филосемиты-антисионисты — и наоборот
Далее, в наше время в этой сфере сложилась достаточно оригинальная ситуация. Старый западный антисемитизм, основывавшийся на правом национализме, был, по крайней мере, временно в большой мере дискредитирован Холокостом, к которому привела его крайняя форма — нацизм. Теперь в Западном мире — особенно в его интеллигентской среде — наоборот, многие полюбили евреев и стали выступать за всеобщую терпимость и мир, против расизма и военной агрессии.
«Проблема» в том, что как раз тогда был создан Израиль, а ему ради самосохранения пришлось предпринимать действия, которые в глазах новоиспеченных филосемитов и левых интернационалистов выглядели как проявления того самого расизма и национализма. Теперь евреи — нет, израильтяне, сионисты, поселенцы — действуют «так же, как раньше нацисты», как не стыдно! Надо этих агрессивных расистов-израильтян приструнить и принудить к миру — ради их же блага!
Более того, такие же чувства стали испытывать и евреи Запада, примкнувшие (отойдя от религии) к этой леволиберальной интеллигенции и воспитанные в ее среде. Они решили, что израильские собратья их «позорят» и потому действительно надо их как-то «утихомирить». Что Израиль делает лишь необходимое для элементарного выживания и что уступки «ради мира» на практике будут самоубийством, эти люди решительно не желают знать.
Вот и сложилась поразительная ситуация: самые яростные антиизраильские выступления и кампании сегодня организуются людьми, которые либо «любят» евреев, либо сами являются евреями. У себя на Западе они могут бороться против антисемитизма и помогать евреям — но Израилю они наносят большой ущерб. И обижаются, когда им доказывают, что их позиция фактически является новой формой антисемитизма.
С другой стороны — такой же причудливый букет наоборот. Возьмем, например, американского президента Никсона. Правый консерватор, он был известен своими антисемитскими высказываниями. Но это не только не помешало ему назначить многих евреев (включая Генри Киссинджера) на высокие должности («еврей, но хороший человек»). Более того, во время войны Судного дня (Йом-Кипур) 1973 года, когда изначально застигнутый врасплох Израиль оказался на грани катастрофы, Никсон, несмотря на то, что уже сам тонул в Уотергейтском скандале, приказал срочно поставить Израилю все необходимое для победы, организовав целый воздушный мост, невзирая на все бюрократические препоны. Так Никсон буквально спас Израиль от поражения, а значит, на практике, способствовал предотвращению второго Холокоста.
И по сей день общество в американской глубинке, составляющее политическую базу правых консерваторов, временами проявляет латентный антисемитизм, но на международной арене политики, представляющие это общество, симпатизируют Израилю больше, чем сами западные евреи.
И что теперь будем делать со всеми этими людьми? Одни любят евреев, но не любят Израиль, другие — наоборот. Ясно одно: несмотря на потенциальную опасность, и те, и другие, могут приносить пользу, и на вопрос, почему Б-г дает им жить, ответить легко.
Орудие в руках Б-га
Наконец, даже когда речь идет о реальной опасности, которая исходит от антисемитов, мудрецы дают понять, что считать это вредом недальновидно. Так, о действиях Амана, пытавшегося уничтожить наш народ, Талмуд говорит (Мегила 14а): передача Ахашверошем кольца Аману (в знак того, что он уполномочен уничтожить евреев) произвела больший эффект, чем 48 пророков и 7 пророчиц, которые пытались заставить евреев раскаяться. Они не смогли, а угроза, исходящая от Амана, смогла. Аман, конечно, злодей и, в конечном счете, был наказан, но изначально его существование было явно необходимо для устрашения евреев…
Одно из конкретных обвинений, выдвинутых Аманом против евреев, состояло в том, что они «народ разбросанный и разобщенный». В отличие от обвинений во «всемирном заговоре» или «расизме», это не было клеветой. И, чтобы исправить ситуацию, Эстер велела Мордехаю: «Иди и собери всех евреев» воедино. Эта актуально и по сей день. Еврейский народ состоит из множества групп и течений, которым не всегда легко найти общий язык. Политическая панорама современного Израиля в этом плане достаточно красноречива. Но ничего, как метко выразился один журналист, у Израиля есть «защитный пояс врагов». Общая опасность все-таки сплачивает. Так что, несмотря на все реальные угрозы, которые от этих врагов исходят, приходится признать, что, пока мы остаемся на нынешнем духовном уровне, их исчезновение вряд ли действительно пошло бы нам на пользу. Вот Б-г и дает им существовать…
Аман не только заставил евреев сплотиться, но и напомнил им, что приглашение на трапезу Ашахвероша не означало их полную интеграцию в современное им нееврейское общество. А то такой соблазн возникает, когда это общество выглядит «цивилизованным» и одновременно готовым принять евреев… Это приятно и заманчиво — но возникает опасность ассимиляции. Поэтому иногда Аман становится нужным, чтобы напомнить евреям, что они все-таки евреи. Ну, или не такой опасный враг, как Аман или Гитлер, а хотя бы простой бытовой антисемитизм. Или, когда целое еврейское государство жаждет быть принятым в «семью народов», неприятие и обвинения со стороны этих «объединенных наций» помогает евреям остудить пыл и напоминает, кто они такие.
В этой связи стоит обратить внимание на один из первоначальных источников антисемитизма. Во многом он базируется на ненависти Эйсава, от которого пошла западная христианская цивилизация, к своему брату Яакову, от которого пошел еврейский народ. Эйсав возненавидел Яакова за то, что тот «украл» благословение, которое собирался дать Эйсаву их отец Ицхак. Но вот что интересно: как именно Эйсав узнал о том, что Яаков его «украл»? А вот как: ему об этом рассказал… Ицхак. Ведь Яаков получил благословение, когда Эйсав был на охоте, и покинул покои Ицхака до возвращения Эйсава. Так что, когда Эйсав вернулся, он узнал о случившемся только от Ицхака: «Пришел твой брат с хитростью и взял твое благословение» (Берешит 27:35).
Спрашивается, зачем Ицхак рассказал об этом Эйсаву? Чтобы объяснить, почему не может больше дать ему благословение? Но ведь достаточно было сказать: теперь он понял, что Эйсав не заслуживает благословения, у него раскрылись глаза. Какая разница, что именно раскрыло ему глаза? Сообщая же, что благословения хитростью получил Яаков, Ицхак не мог не понимать, что это вызовет у Эйсава жгучую ненависть к Яакову — со всеми вытекающими. Почему же он это сделал?
Похоже, потому, что антисемитизм на самом деле необходим — по всем вышеупомянутым причинам. Горькое, но в конечном итоге необходимое лекарство от целого ряда болезней. Вот Ицхак его и заготовил…
Да и в целом созидательная деятельность и движение к цели должно совершаться «против ветра», вверх по крутому склону, вопреки трудностям и препятствиям — иначе конечное достижение мало чего стоит. Трудно отрицать, что особая «пассионарность», «живучесть» и изобретательность евреев отчасти стимулируется именно неприязнью со стороны других, ограничениями и попытками геноцида… Реакция — отчаянно цепляться за жизнь, жить по максимуму, используя все свои силы и способности, не тратя ни минуты. Таким образом, парадоксально, угроза жизни на самом деле создает жизнь — делает ее более насыщенной, наполняет смыслом. Те, кому ничто не угрожает, вполне могут не осознавать своего блага, не чувствовать, что им есть что терять, — и так действительно растратить драгоценное время и способности. Так что существование антисемитов явно приносит свою пользу.
Беспричинная ненависть чужих и своих
В завершение позвольте такое наблюдение. Хотя враги и представляют для нас угрозу, обычно они находятся далеко и сталкиваемся мы с ними мало. Если бы мы не читали новости, у нас было бы мало поводов для беспокойства непосредственно в личной жизни. Те из нас, кто живет в Израиле, в зависимости от конкретного места жительства временами вынуждены, услышав сирену, бежать в бомбоубежище. Или испытывать некоторый страх, садясь в автобус в центре города — да и при этом можно вспомнить, что статистически всегда больше людей гибнет в авариях, которых мы почему-то не боимся. В любом случае, такие периоды бывают лишь раз в несколько лет.
Зато наши собратья-евреи, соотечественники, коллеги, соседи, члены семьи, находятся близко, сталкиваемся мы с ними много — и довольно часто треплем друг другу нервы. И бывает, что при очередном недоразумении бросаем в сердцах эпитет — «этот…», который в другой ситуации могли бы услышать и от антисемита, разве что без слова «жид». Так что же мы хотим от антисемитов, если сами часто не в состоянии понять точку зрения ближнего и избежать подобных выражений и стереотипов? Обсуждая, почему Б-г дает жить антисемитам, может быть, мы должны спросить, почему Он дает жить нам самим — ведь мы сами причиняем неудобства и страдания другим евреям гораздо чаще, чем антисемиты.
Так что, если начинать обсуждать право людей на жизнь с этой точки зрения, еще не ясно, останется ли в мире вообще человек, который никогда никому не причиняет никаких страданий, будь то умышленно или по недоразумению. Б-г создал людей неидеальными, потому что только так они могут исполнить цель своего существования — стремиться к идеалу, борясь со злом — прежде всего, внутри самих себя. А пока они этого идеала не достигли, Он их терпит. Потерпим и мы…
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Желая быть принятыми и ассимилироваться в американском обществе, евреи считали, что в новом мире и иудаизм должен быть новым. Поэтому большинство американских евреев выбрало оставаться евреями, помогая другим евреям и всему еврейскому, как самостоятельные бизнесмены и благотворители.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?