Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Рав Эуд Авицедек
«И узнаешь в тот день, и поймешь всем сердцем, что Г-сподь, Он Б-г на небе вверху и на земле внизу — нет другого» (Дварим 4:39). В этом стихе сказано об обязанности верить в большинство Основ веры. Вера — это аспект осознания, и принятия сердцем.
Так и Рамбам, в формулировке закона, приводит обязанность верить в Основы, как «обязанность знать».
1. Основа Основ и фундамент мудрости — знать, что есть Нечто, существующее изначально, и Он создает все сущее. И все сущие, на небе и земле, существуют только из истинности Его существования.
2. Если вообразить, что Его не существует, ничто иное не сможет существовать.
3. А если вообразить, что ничто сущее, кроме Него не существует, Он один будет существовать. Он не исчезнет из-за их исчезновения. Ибо все сущие нуждаются в Нем, а Он, благословенный, не нуждается в них, и ни в одном из них. Поэтому, Его истинность не подобна истинности ни одного из них.
6. И знание об этом — повелительная заповедь, как сказано: «Я, Г-сподь Б-г твой».
В таком же стиле говорит и Рамхаль: «Каждый еврей обязан верить и знать, что есть Сущий изначально, Первичный и Вечный. И именно Он создал и создает все, что существует, и это Б-г, Благословен Он» (Дерех а-Шем, 1:1).
И следует задуматься об этом — о вере, как аспекте осознания.
Объяснение этому мы найдем в определении веры Рамбамом: «Вера, это не нечто, произносимое устами, а нечто, представленное душой, когда человек верит, что это именно так, как оно представлено» (Рамбам, Морэ Невухим 1:50). А представления, выстраиваются именно сознанием.
«Представление в душе человека», означает полную ясность восприятия вещи и ее истинности, как восприятие одним из органов чувств. «Представление в душе», это восприятие вещи как «живой реальности». Вера — это не нечто дополнительное в жизни верующего, не просто осмысление или абстрактное чувство. Вера — это живая реальность в которой живет верующий. Она должна быть столь же ясной, как и осязаемая реальность, и столь же очевидной, как аксиомы его рассуждений. «Если вообразить, что Его не существует, ничто иное не сможет существовать» (Рамбам там) — Вот это восприятие сознания.
Сознание
Понятие «сознание», охватывает весь человеческий образ. От простейшего осознания — восприятия первых осмысляемых и осязаемых понятий, которым человек отличается от животного, до того сознания, что является вершиной достоинства человека — «духом Святости» (Раши, Шмот 31:3).
Общее между ними — сама сущность сознания: способность осуществить восприятие и постижение, к самому человеку[1].
Сознание превращает восприятия человека, начиная от самых простых, первичных и осязаемых, до самых высочайших постижений мудрости и понимания, в реальность жизни человека. Эти восприятия превращаются в «обязывающую» реальность его жизни.
Подобно тому, как осязаемые восприятия управляют жизнью человека — он не войдет в огонь и не уморит себя голодом, так и возвышенные, осмысляемые восприятия — вера и осознание, превращаются в повседневную жизнь верующего человека. И они «обязывают» всего человека — его мудрость, понимание, качества, речь и поступки.
Сознание — это такое понимание, которое формирует в душе человека образ восприятия истинной реальности.
«Вера в нечто, означает представление его образа в душе настолько сильно и ясно, так, что сама душа не может вообразить отрицание этого образа никак и ни в каком виде. Даже если человек не знает способа подтверждения его истинности. Подобно тому, как душа не может вообразить отрицание постулатов, очевидных разуму, или, присущих человеку в силу его природы, когда он и сам не знает, как это пришло к нему. Или как душа не может вообразить опровержение того, что человек постигает органами чувств, и подтверждает опытом, даже когда он не знает истинных причин явлений» (Раби Йосеф Альбо, Основы 1:19).
[1] Именно осознание, превращает восприятие осмысляемого или осязаемо в непреложную, объективную реальность, которую человек не может игнорировать, и которая заставляет его поступать определенным образом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.