Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Не разрешается торговать и вести дела в холь-амоэд (полупраздничные дни), даже если под началом еврея (в фирме, магазине и пр.) работают одни неевреи. Разрешение дается только в том случае, если возможны убытки. Что понимается под убытками в бизнесе? Они бывают двух видов:

а) Убытки, связанные с потерей в стоимости товаров.

б) Упущенная деловая возможность, которая вряд ли повторится в ближайшем будущем.

Убытки в товарной стоимости

Примеры

  • 1) Если стоимость товаров (или акций), падая, может дойти до такого низкого уровня, что после праздника они будут продаваться в убыток, их можно продать в холь-амоэд. При этом разрешена не только продажа, но и ряд действий, связанных с продажей, которые обычным образом не совершаются в полупраздники: выписка документов, упаковка, доставка и пр.
  • 2) Согласно мнению некоторых авторитетов, риск потери клиента из-за отказа поставить ему товар тоже считается потерей.
  • 3) Если работодатель должен выдать зарплату своим работникам независимо от того, работают ли они в холь-амоэд, или если ему предстоят другие существенные расходы, например выплата тарифов или арендной платы, причем размеры этих выплат таковы, что в случае закрытия фирмы на несколько дней стабильность бизнеса окажется под угрозой, в этом случае разрешается продолжать работу на фирме или предприятии, чтобы компенсировать потери.
  • 4) Если еврею грозит увольнение за пропуск работы в холь-амоэд, ему разрешено продолжать работать, как обычно. Если же работодатель согласен освободить его от работы, но без оплаты, то решение относительно выхода на работу в холь-амоэд зависит от финансовых обстоятельств работника. В каждом конкретном случае требуется консультация с раввином.
  • 5) Некоторые авторитеты разрешают открывать магазины в холь-амоэд из-за опасности потерять покупателей. Однако в кварталах, населенных преимущественно религиозными евреями, указанная причина теряет актуальность. Ведь если все еврейские магазины закрыты, опасность потери покупателей не возникает.

Редкая деловая возможность

Примеры

  • 1) Особое коммерческое предложение, которое вряд ли повторится в ближайшем будущем.
  • 2) Торговая ярмарка, которая должна состояться в полупраздничные дни.
  • 3) Назначенная на период холъ-амоэд распродажа товаров в связи с закрытием фирмы или реализация товаров обанкротившейся фирмы по сниженным ценам.

Нееврей, работающий в полупраздники

Все, что не разрешено делать еврею в холъ-амоэд, обычно запрещено и нееврею, работающему на еврея. В случае острой необходимости или выполнения какой-либо заповеди (что может привести к конфликту с данным запретом) следует посоветоваться с раввином.

В холъ-амоэд можно договориться с евреем или неевреем о выполнении работы после праздника, — при условии, что для этого не требуется писать, взвешивать или измерять.

Вождение автомобиля

В эти дни разрешается водить автомобиль для удовольствия или разрешенной трудовой деятельности.

Покупка жилья

Прежде чем подписать в холъ-амоэд документ о покупке жилья или внести денежную плату, следует посоветоваться с раввином.

Есть сомнения относительно того, можно ли в холъ-амоэд осматривать дом с намерением впоследствии его купить. Если дом предлагается по особо низкой цене или он расположен в еврейском квартале, надо посоветоваться с раввином о возможности его покупки в холъ-амоэд.


Читайте также: тема Бизнес по-еврейски


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.