Темы: Суббота, Политика, Работа, Государство Израиль, Запреты в Субботу
В течение длительного периода Менахем Бегин хотел подчинить себе профсоюз национальной авиакомпании
Вот уже несколько дней по коридорам израильского парламента ходили коренастые и мускулистые мужчины, которые участвовали в заседаниях различных комитетов и часами просиживали в кафе, ведя беседы с депутатами. Это были представители профсоюзного комитета и их юристы, которые были недовольны планами Бегина. Визитеры обращались к парламентариям, угрожали, убеждали и умоляли…
Бегин приблизился к микрофону: «Господин председатель Кнессета, дамы и господа! Правительство приняло решение, в соответствии с которым через три месяца самолеты нашей национальной авиакомпании “
На лицах профсоюзных боссов, которые сидели в галерее, предназначенной для широкой публики, отобразилась неприкрытая ярость. В той части зала, где находились представители оппозиции, начался шум. «Почему вы не прекращаете трансляции телевидения по шаббатам?» — выкрикнул один из депутатов. «Собирается ли правительство аналогичным образом урезать график работы израильского флота?» — поддержал его другой?
Эти реплики не обескуражили Бегина. Скорее наоборот, они вдохновили его. «Кричите сколько вам вздумается», — возвысил голос
«Сорок лет тому назад я вернулся из галута в Израиль. В моей памяти до сих пор жива память о миллионах простых евреев, которые с трудом зарабатывали на пропитание, страдая от антисемитизма. Им было запрещено работать по воскресеньям, в святой для христиан день, и они отказывались работать по субботам, исполняя заповедь “Помни день субботний, чтобы освятить его”. Каждую неделю они теряли два полных рабочих дня. Для многих евреев решение соблюдать шаббат заканчивалось увольнением. Но пойти на нарушение субботы они не были готовы ни под каким предлогом».
«Футбол вы тоже предлагаете запретить?» — выкрикнул очередной парламентарий, и в зале тут же начали перешептываться, спорить и переругиваться.
Менахем Бегин как будто бы не обращал внимание на царивший беспорядок. Он начал рассказывать депутатам Кнессета о Салониках. Нарушители спокойствия притихли.
«…В Греции есть портовый город Салоники. До войны там жило много евреев. Их было много и среди портовых рабочих, которые не работали по субботам. Портовые грузчики предпочитали гораздо меньше зарабатывать, но не нарушать святость шаббата. Местные жители воспринимали это совершенно нормально, и со временем даже стали закрывать порт по субботам. Представьте себе это!»
Очередной оппозиционер не удержался: «Вы тянете всю страну в Средневековье!» «Ах, в Средневековье,» — саркастически улыбнулся Бегин, поднял правую руку, словно собираясь бросить мяч, и указал на собеседника. «Мой дорогой
«Нацепите на голову ермолку!» — прозвучал
В той части зала, где размещались члены коалиционного правительства, послышался гул одобрения. Бегин, мастер публичных выступлений, возвысил голос до крещендо: «Как мы можем позволить, чтобы в еврейском государстве
Начался немыслимый шум. Председатель Кнессета тщетно пытался восстановить спокойствие. Удары его молоточка пропали в общем гуле. Менахем Бегин поднял, а затем опустил руки. Он повторил этот жест несколько раз, пока депутаты не утихли. Оратор перенес взгляд на галерею. «Сотрудники компании “
Чтобы подчеркнуть ключевую мысль выступления, Менахем Бегин добавил: «Больше, чем евреи соблюдали субботу, суббота охраняла евреев».
Началось голосование. 58 «за», 54 «против». Менахем Бегин с удовлетворением вздохнул и ковыляя, побрел к выходу из зала.
Перевод с английского. Статья была опубликована на сайте «Эш а-Тора»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»