Человек был создан Вс-вышним «по Своему образу и подобию» на шестой день — как самое сложное и самое совершенное создание, поэтому его называют «венцом Творения». В отличие от других живых существ, человек наделен речью, разумом, свободой воли. Человеку Вс-й вручил власть над всем живым и над землёй. Ради человека была сотворена не только земля, но и вся огромная Вселенная. В каждого человека вложен духовный потенциал, и вся жизнь человека должна быть посвящена его открытию и воплощению.
Оглавление
Адам, иш, энош [↑]
Для обозначения понятия «человек» Тора имеет несколько слов: адам, иш и энош. Предельно кратко объясняет Маараль разницу этих понятий в комментарии на Пиркей Авот (4:4): «Иш означает силу и больше ничего, адам — происхождение из земли и больше ничего, а энош — и то, и другое вместе, то есть то, что в человеке сила и земля объединены, его сила погружена в материю».
Действительно, слово иш употребляется, когда есть необходимость указать именно на мужскую половину рода человеческого, а слово энош (множественное число — анашим) — на погруженность в материальность. Свойство человека — энош — причисляется Мудрецами к более приземлённой части души, теснее связанной с материальными объектами этого мира, и потому не столь одухотворённой, как адам.
Адам, как известно — это имя первого человека, ставшее нарицательным. Слово Адам имеет тот же корень, что и адама — земля, почва. Согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Вс-вышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», и именно благодаря этой душе — нешама — человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти, как объясняет Рамбан в комментарии на Берешит 1:26.
Тело же называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» — так указывает Виленский Гаон, (Адерет Элияу 1:27). А сам человек — это создание, которое призвано соединить духовное и материальное посредством приподнятия материи до духовного уровня. Поэтому он создан из двух противоположностей — из материального — тела, и духовного — души.
А великий кабалист рав Хаим Виталь, записавший тайное учение своего учителя Аризаля, учил: «тело подобно одежде, в которую облачается разумная душа, пока она находится в этом мире, и она-то является самим человеком. После смерти эта одежда снимается с души, и она облачается в прозрачные духовные одеяния» (Шаарей кдуша 1:1).
Человек — это звучит… гордо? [↑]
Авторы советских лозунгов очень любили эту цитату из пьесы Горького. Пытаясь представить человека как хозяина Вселенной, они старались запечатлеть в сознании советских граждан утопический (и лживый) образ свободного, гордого и независимого существа — вне связи с верой и религией.
На самом деле, гордиться тем, что ты человек, а не канарейка, — бессмысленно, ведь это не твоя заслуга. Но вот осознать человеческую сущность как нечто особенное, уникальное и обязывающее — без Торы не представляется возможным, так как только Тора объясняет, в чем состоит сущностное отличие человека от других живых существ.
«И сказал Всевышний: создадим человека по образу и подобию нашему…» (Берешит 1:26). На 26 и 27 псуким книги Берешит существует огромное количество комментариев, и это неудивительно, ведь в них говорится буквально всё самое главное о человеке — то есть о каждом из нас. Одна из идей, которая содержится в этих строках, не может оставить равнодушным никого, кто постарается ее осознать. Создавая человека, Вс-вышний заложил в него бесконечно огромный творческий, созидательный потенциал, позволяющий вносить в мир добро. Этот потенциал называется душой нешама и есть он у всех людей — как евреев, так и неевреев.
Имя человека — адам — отражает его сущность, как образно объясняет Маараль в книге Нетивот Олам (ч. 15): когда в землю сажают зерно, сначала совершенно незаметно, что оно в нее посажено, но с течением времени земля выращивает это растение. Так же и человек. В его тело, которое было создано из праха земного, была «посажена» душа, и задача человека «взрастить» свою душу, дать ей развиться с помощью изучения Торы, исполнения заповедей и делания добрых дел — только так можно реализовать заложенный в нее потенциал.
Различия между человеком и животным [↑]
Среди самых очевидных отличий человека от животного — это речь, которой обладает лишь человек. Способность человека общаться с себе подобными является первым аспектом уникальности человека, созданного «по образу Божию». По мнению многих комментаторов, именно способность человека пользоваться речью делает его уникальным. В переводе Онкелоса человека называется «говорящим существом».
Кроме того, человек — единственное живое существо, проявляющее интеллектуальный интерес к вещам, которые никак не связаны с его физическим выживанием. Все другие виды заботятся исключительно о пище, об укрытии от непогоды, о том, чтобы избежать опасности и найти себе пару. В отличие от них, люди с огромным интересом и с большой затратой времени отдаются накоплению знаний и искусствам, не влекущим за собой никаких практических последствий.
А два сущностных отличия между предназначением человека и предназначением животного указаны в книге Берешит (1:26). Одно из них состоит в том, что Вс-вышний вручает человеку власть над всем живым и над землёй. И действительно, у каждого живого существа есть своё место (среда обитания) в мире природы и своя особенная роль. Известно, что при уничтожении одного из биологических видов нарушается гармония естественных природных процессов региона его существования. Если же «убрать» человека из любой точки мира, нарушения естественного хода природных процессов не произойдет. Наоборот, состояние экологии этого региона улучшится, поскольку человек, используя природу в своих целях, вмешивается в естественные процессы и часто нарушает их.
Это означает, что человек, в отличие от других живых существ, не выполняет никакой роли в естественном функционировании природы и не нужен ей. Наоборот, природа нужна ему для достижения его целей, находящихся вне мира природы. Это называется — властвовать над природой. Такое отличие показывает, что человек не относится к миру природы, а стоит над ним, являясь субстанцией иного рода.
Другое отличие состоит в том, что Б-г сотворил человека по своему «образу» и «подобию», а именно — наделил его особым и удивительным качеством: пойти против своей природы. Можно сказать иначе: способностью властвовать над своей внутренней природой. Мы обычно называем это качество «свободой выбора».
Тот факт, что человек свободен в выборе своих действий, выводит его за пределы животного мира и противопоставляет ему. Человек стоит над природой и властвует ею, а также свободен в выборе своих действий. Однако человек может не воспользоваться свободой выбора, а следовать за своей природой. Тогда он подобен животному и подвластен внешней природе. Об этом говорит Раши, комментируя слова Торы о создании человека: «(Если человек) достоин того, он властвует над зверем и скотом; (если же) недостоин, опускается ниже их, и зверь правит им (Берешит раба 8)».
Выбор человека обычно сопровождается внутренними сомнениями, порождаемыми противоборством разума и воображения. Эта борьба — результат противостояния двух сил внутри человека, что в принципе отличает его от всего окружающего мира и ставит во главе мироздания. Одна из сил — стремление разума к истине и добру — называется йецер а-тов (доброе начало). Другая сила — стремление следовать за желаниями или воображаемой истиной, с которой связаны все телесные удовольствия, — йецер а-ра (дурное начало).
И если взрослый человек говорит: «Я не виноват, йецер а-ра вынудил меня», то, по сути, он признается: «Я не человек, я животное». Но человек, в отличие от животных, создан так, чтобы он мог победить йецер а-ра и заслужить награду Творца.
И это касается всякого человека, как сказано в «Тана девей Элияу»: «Да будут мне свидетелями Небеса и Земля: будь то не еврей, будь то еврей, будь то мужчина, будь то женщина, будь то раб, будь то рабыня — истинная ценность каждого человека определяется его поступками, и в соответствии с ними он удостаивается Святого Духа».
Человек как цель творения [↑]
Рав Арье Каплан в книге «Мир создан для меня» приводит такую притчу. Однажды некий царь построил роскошный дворец и наполнил его лучшими яствами и напитками. Когда все было закончено, он пригласил гостей: «Если нет гостей, что за радость царю от всего, что он приготовил».
Подобно этому, — объясняет рав Каплан, — Вс-вышний сотворил человека последним, когда все остальное было уже закончено. Весь мир был готов для того, кого Царь пригласил на пир. И тогда человек вошел в мир. Поэтому каждый должен смотреть на себя как на партнера Вс-вышнего в достижении поставленной Им цели. И каждый человек, учат мудрецы, должен сказать в сердце своем: «Мир создан для меня».
Каждого человека поражают масштабы Вселенной, в которой Вс-вышний создал сотни миллионов галактик и квадрильоны солнц. Мысли о собственной ничтожности на таком впечатляющем фоне — неизбежны. И тем не менее, человеческий мозг не сравним по сложности своего устройства ни с чем в сотворенных мирах. Мозг маленького ребенка бесконечно сложнее любой галактики. И небо, и звезды могут вызвать священный трепет и благоговение, но все же одно слово, сказанное ребенком, несравненно удивительнее.
Человек называется «тайной мира», поскольку он — микрокосм. Сказано в Авот дераби Натан, что Вс-вышний «сотворил весь мир, и сотворил небо и землю, высших и нижних. И создал в человеке все, что сотворил в Своем мире».
Мало того, что человек организован сложнее чего-либо во всей Вселенной, ничто во Вселенной не обладает таким сознанием, каким обладает человек. Он чувствителен ко всему, он может воспринимать окружающее, он способен на умозрение, способен критически относиться к себе и давать оценку своим поступкам. Никакие звезды и галактики не могут сравниться в этом с человеком. Именно эти свойства человека интересуют Вс-вышнего, и потому Он думает о нас.
Душа человека — не что иное, как дыхание Б-га, а это значит, что душа человека была первым замыслом Вс-вышнего и конечной целью Творения. Душа человека — уникальное явление во всей Вселенной, она ближе к Б-гу, чем все остальное в созданных Им мирах, и значит для Него несравненно больше, чем любая звезда или галактика. Можно сказать, что в духовном смысле работа одной-единственной человеческой души значит больше, чем функционирование всей физической Вселенной. Об этом говорится в Талмуде: «Дела праведников значат больше, чем сотворение неба и земли» (Ктубот, 5а).
Все виднейшие талмудисты придерживаются основного принципа, гласящего: человек есть венец творения; все, что только существует во Вселенной, создано для пользы человека. Недавние научные открытия подтвердили, что даже отдаленные звезды сыграли жизненно важную роль в создании условий для существования человека. Об этом можно более подробно почитать в статье «Человек как венец творения».
Написано в книге Месилат Йешарим: если мир сотворен исключительно с целью служения людям, тогда само существование мира зависит от человека. Когда человек правильно использует мир, тогда он духовно совершенствуется, и сам мир, благодаря его деятельности, тоже поднимается на новый уровень. С другой стороны, когда мир тянет за собой человека, подавляет его, — тот развращается и, таким образом, развращает сам мир, поддерживающий его.
Только в случае, если человек использует свое существование по назначению, у мира есть причина продолжать свое бытие. Когда праведник служит миру и людям, он, в свою очередь, оправдывает бытие мира исполнением своего предназначения и цели его существования. А когда злодей использует некую часть мира в своих целях, он «крадет» у нее причину ее существования, подменяет ее и, таким образом, эта часть бытия мироздания подлежит уничтожению.
Человек уникален. Он не только возвышается над всем творением, он сам является причиной творения. Существование всей вселенной зависит от него. Когда человек осознает свой практически безграничный духовный потенциал, он может ставить перед собой высокие цели, научиться стремиться к ним и реализовать данную ему Создателем высочайшую силу духа — иными словами, стать по-настоящему великим, соответствовать своей миссии — быть причиной творения.
Исполнить предназначение [↑]
Но как практически человек может выполнить свое высокое предназначение в этом мире? Рамхаль учит в книге «Дерех Ашем» (в части «Об основах мироздания»), что в положении человека в этом мире различаются два обстоятельства: свойства самого человека, его частей и структуры, и место, в котором он помещен со всем, что сопутствует ему.
Сам человек составлен из двух противоположностей: души и тела. Сразу после рождения человек почти целиком материален, и по мере взросления его разум усиливается, но даже когда человек становится взрослым, материальность не прекращает править человеком и склонять его в свою сторону. Но если он вырастет в мудрости, будет изучать ее и укрепится на ее путях, то постарается покорить свою природу.
В этом мире человек очень далек от своего назначения — приобщения к Вс-вышнему. Но человек был сотворен таким образом, что даже будучи вынужденно погруженным в материальность, он может из самой материи и телесного занятия достигнуть совершенства и возвышения к чистоте и высоте.
Это возможно потому, что Вс-вышний установил человеку границы и порядки в использовании им мира и творений. Когда человек действует в тех границах и порядках и с тем намерением, что приказал Творец, то это телесное и физическое действие будет само по себе производить совершенство, и с его помощью увеличится в человеке совершенство и умножатся достоинства, и он поднимется из своего низменного положения и возвысится над ним.
Корень всего служения — чтобы человек всегда обращался к своему Творцу, чтобы знал и понял, что создан только для того, чтобы прилепляться к Создателю, и помещен в этот мир только для того, чтобы побеждать свое злое начало и подчинять себя Творцу силой разума, противостоящего материальным вожделениям и склонностям.
Выполняя заповеди, человек будет всякий раз восходить на определенную ступень близости к Б-гу. И наоборот — грехи удаляют человека от Вс-вышнего на определенную ступень.