Из цикла «Постижение веры», темы: Человек, Вера и упование, Вера, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
Основы веры заложены в душе любого создания: «… есть истины, заложенные в природу души, они даны ей как наследие из самого источника ее возникновения… эти истинные знания… заложены в самой душе из ее высшего корня. Их основа — в высотах святости, с самого начала, они даны душе справедливыми делами Создателя, который дарует истинные знания, заложенные в самом корне — Что есть в реальности непостижимая сущность, творящая все, наблюдающая, воздающая и наказывающая. А сама душа — дочь Б-га, сущая вечно. Б-жественные осмысления не могут быть постигнуты исследованием и опытом, они дух в человеке, заложенный в душе его из самого корня». (Мальбим, Иов 32:10, 36:1-7). Так объясняет и рабейну Там, в Сефер а-яшар: «Все знания заложены в душе… ибо душа человека, своим разумом и мудростью, знает Всевышнего» (Пятые врата).
Как каждому человеку дано «простое сознание», которым человек отличается от животного; его сознание постигает реальность его собственной жизни, относительно себя и окружающего его творения, так заложено в каждом человеке и сознание, которым он может узреть факт бытия Создателя и осознать основы веры. У человека есть сознание, способное осознать истинную реальность его жизни — его отношения с Создателем, благословен Он. Эти знания заложены в душе из ее высшего корня «части, пришедшей от Б-га сверху».
Подобно тому, как «человек называется человеком из-за того, что у него есть сознание» (Виленский Гаон), преимущество одного человека перед другим именно в его сознании. То же самое касается и веры — тем сильнее она, чем сильнее сознание. Ведь вера есть «верность человека истинной реальности» — Создателю, благословен Он. Эта верность растет вместе с сознанием, вместе с постижением и осознанием мудростью и пониманием человека факта бытия Создателя и остальных Основ веры. Когда эти знания проникают в сердце человека, когда они окружают все его бытие в его восприятии жизни, они «строят» его веру.
Таким образом, вера укрепляется в сердце человека и становится самим осознанием его жизни. «Суть сознания — познание, как в словах: “Знай Б-га отца твоего”» (Довер цедек 37). Как мы объяснили, это способность сознания — соединять осмысляемое восприятие с самим существом человека в его ощущении жизни. И благодаря этому, человек на самом деле становится верным в сердце, с настоящим постоянством.
Если человек поймет и осмыслит все это — удостоится необычайного возвышения
Отсюда, мы переходим к объяснению еще одного значения понятия «вера».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.