Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Лашон а-ра, Ки теце, Обман, Тора и бизнес, Помощь, Ссуда, Заработок, Зелиг Плискин, Долг, Работник, Любовь к ближнему
ЕСЛИ УВИДИШЬ ОСЛА ИЛИ БЫКА ТВОЕГО БРАТА, КОТОРЫЕ УПАЛИ [под ношей] НА ДОРОГУ, НЕ ОТВОРАЧИВАЙСЯ, ПОДНИМИ ИХ С НИМ (Дварим, 22:4)
Минхат хинух объясняет: это допустимо, хотя не сокращает страдания животного, поскольку можно использовать животных для своих физических нужд, даже если они при этом страдают. Но запрещено их мучить без необходимости. Тем более можно допустить страдание животного ради духовной необходимости, чтобы преодолеть ненависть к ближним.
КОГДА ПОСТРОИШЬ НОВЫЙ ДОМ, СДЕЛАЙ ОГРАДУ ВОКРУГ КРЫШИ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ УПАЛ, И ТЫ НЕ НАВЛЕК КРОВИ НА СВОЙ ДОМ (Дварим 22:8)
Тора обязывает убрать из наших владений все, что представляет опасность, чтобы не причинить страдания людям. Вот основные законы, раскрывающие эту заповедь:
НЕ ПАШИ ВМЕСТЕ НА БЫКЕ И ОСЛЕ (Дварим, 22:10)
Тора запрещает пахать на двух животных разного вида вместе. Хинух объясняет, что это мучит их обоих. Каждому требуется пара того же вида. Хинух добавляет, что это относится и к людям. Не следует поручать выполнять одно дело двум людям, которые не могут работать вместе.
НЕ ВОЙДУТ АММОНИТЯНИН И МОАВИТЯНИН В ОБЩИНУ ГОСПОДА. ДАЖЕ ДЕСЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ ВОЙДЕТ К ВАМ ВОВЕКИ В ОБЩИНУ ГОСПОДА, ИБО НЕ ВСТРЕТИЛИ ВАС ХЛЕБОМ И ВОДОЙ ПО ДОРОГЕ, КОГДА ВЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ ЕГИПТА (Дварим, 23:4,5)
Раби Шимон сказал от имени раби Элиэзера, что из этого текста мы узнаем о наказании тем, кто не делает добро. Сорок лет странствий по пустыне у евреев были ман, падающий с неба, перепела и вода из колодца, который передвигался вместе с ними. Облака защищали их от солнца, а огненный столп указывал им дорогу — короче, было все необходимое для жизни. Но правила гостеприимства требуют, чтобы человека с дороги встретили едой и питьем. За отказ проявить гостеприимство к евреям аммонитяне и моавитяне были наказаны тем, что их мужчинам (даже если они принимали еврейство) было запрещено жениться на еврейках — входить в общину Господа (Йевамот). Это наказание тем, кто отказался сделать доброе дело, даже когда оно не было необходимо. Насколько же больше наказание тем, кто недобр к людям, которые нуждаются в доброте (Ваикра раба).
ПОМНИ, ЧТО СДЕЛАЛ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, МИРЬЯМ ПО ПУТИ, КОГДА ВЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ ЕГИПТА (Дварим, 24:9)
В письме к общественности Хафец Хаим цитирует Рамбана, который объясняет, что этот стих обязывает нас говорить детям и будущим поколениям, как предосудительно злословие (лашон ара). Мы должны сделать общеизвестным, как плохо говорить о других. Людям надо осознать, что прекратить злословить не просто похвально — это наша первейшая обязанность! К несчастью, слишком много евреев, соблюдающих другие мицвот, ведут себя так, будто к ним это не относится. Даже те, кто внимательно исполняет эту заповедь, похоже, гораздо меньше расстраиваются, когда услышат или скажут лашон ара, чем когда случайно съедят свинину. Поэтому мы должны учить людей тяжести греха лашон ара. Более того, приучая их не говорить это, вам самим будет легче следить за словами (Михтевей Хафец Хаим).
Если этот стих учит нас не говорить лашон ара, возникает вопрос, почему Тора плохо говорит о Мирьям? Рав Симха Зисель Зив пишет, что этим она учит нас важному принципу: разрешается сообщить о ком-то негативную информацию, если единственная цель этого — научить других праведному поведению. На примере ее незначительной ошибки (лишь поделилась чувствами о Моше с их братом) мы узнаем, как внимательно нужно следить за языком, чтобы не сказать лашон ара.
Хафец Хаим пишет: если человек видит у кого-то плохие черты (например, самонадеянность и тщеславие, раздражительность, отсутствие упорства в занятиях Торой) и боится, что его дети или ученики могут подражать ему, разрешается предупредить их о его недостатках. Запрещено плохо говорить о людях, если цель — унизить и лишить уважения. А если цель — побудить людей не поступать так, то не только разрешается сообщить о его плохом поведении, но это мицва. Надо прямо сказать, зачем вы упоминаете о его плохих поступках, чтобы не было недопонимания.
Даже если вся община ведет себя неправильно, чтобы не дать ей влиять на кого-то, можно рассказать о ее недостатках.
Если вы были свидетелем неправильного поведения какого-то человека, можно сказать об этом в своем предупреждении, как о факте. Но если не видели, а только слышали об этом, так и надо сказать, предупреждая людей не поступать так: «Я слышал от других, что…».
ЕСЛИ ДАЕШЬ БЛИЖНЕМУ В ДОЛГ, НЕ ВХОДИ В ЕГО ДОМ, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ ЗАЛОГ. ПОСТОЙ СНАРУЖИ, ЧТОБЫ ВЫНЕС ЗАЛОГ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ТЫ ДАЛ В ДОЛГ. А ЕСЛИ БЕДЕН ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, НЕ ЛОЖИСЬ СПАТЬ С ЕГО ЗАЛОГОМ, НЕПРЕМЕННО ВОЗВРАТИ ЕМУ ЗАЛОГ, ЧТОБЫ, КОГДА ЗАЙДЕТ СОЛНЦЕ, ЛЕГ ОН [спать] В СВОЕЙ ОДЕЖДЕ И БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ. И БУДЕТ ЭТО ТЕБЕ ПРАВЕДНОСТЬЮ ПЕРЕД ГОСПОДОМ, БОГОМ ТВОИМ (Дварим, 24:10–13).
Вот основные законы, ограничивающие право кредитора брать у должника вещь в залог:
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ДАЙ ЕМУ ПЛАТУ ДО ЗАХОДА СОЛНЦА, ПОТОМУ ЧТО ОН БЕДЕН И ДУША ЕГО ЖДЕТ ЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗЗВАЛ ОН НА ТЕБЯ К ГОСПОДУ, И НЕ БЫЛО НА ТЕБЕ ГРЕХА (Дварим, 24:15)
Тора обязывает нас платить наемным работникам вовремя (Хинух). Отказ платить вовремя — нарушение позитивной и запрещающей заповедей (Ваикра, Хинух). Вот основные законы этой заповеди, как они изложены Хафец Хаимом:
Хафец Хаим говорил, что есть два вида торговцев. Одни столь неискусны, что портят даже лучшие товары, а другие могут заработать даже на том, что те выкидывают.
То же с мицвот. Одни пользуются каждой возможностью исполнить заповедь, а другие дают пройти мимо них сотням возможностей. Исполняйте мицву платить работникам вовремя. Многие всегда так делают, не сознавая, что это мицва. Делайте это, имея в виду, что исполняете мицву (Амуд ахесед).
Печатники варшавской типографии, где выпустили несколько книг Хафец Хаима, рассказывали его сыну, что его отец всегда платил вовремя. Был случай, когда кто-то увидел перед самым началом субботы, что Хафец Хаим бежит по переулку. Приближалось время зажигать свечи, и он удивился, почему рав так поздно вне дома. Оказалось, один из рабочих уже покинул типографию, когда Хафец Хаим пришел заплатить. Поэтому он взял адрес этого работника и побежал к нему домой, чтобы отдать деньги до наступления субботы и не нарушить запрет (Михтевей Хафец Хаим).
ЕСЛИ ЗАСЛУЖИТ ПОБОИ ВИНОВНЫЙ, ПУСТЬ ПРИКАЖЕТ СУДЬЯ ПОЛОЖИТЬ ЕГО И БИТЬ ПЕРЕД НИМ, СОГЛАСНО ЕГО ВИНЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЧИСЛО РАЗ. СОРОК УДАРОВ МОЖНО ДАТЬ, НЕ БОЛЬШЕ, ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ПРИБАВЯТ УДАРОВ, БУДЕТ ТВОЙ БРАТ УНИЖЕН ПЕРЕД ТВОИМИ ГЛАЗАМИ (Дварим, 25:2,3).
Когда суд постановил наказать определенным числом ударов розгами, нельзя давать больше ударов. Тем более, если не было суда.
Однажды устраивая свадьбу, рав Йехезкель Шрага Альберштам, раввин Шиновера, отстранил одного свидетеля, потому что за день до этого видел, как тот сердился на маленького мальчика и бил его по лицу. Поскольку бить — нарушение запрета Торы, за которое по суду наказывают розгами, тот не годился в свидетели, пока не сделал тшуву (не раскаялся). Запрещается бить даже маленьких детей, если только это не требуется для улучшения их поведения (Рав Хаим Ури Фрейнд).
ОТСЕКИ ЕЙ РУКУ, ПУСТЬ НЕ ПОЖАЛЕЮТ ТВОИ ГЛАЗА (Дварим, 25:12)
Нам заповедано спасать жизнь преследуемого даже ценой жизни преследователя. Если можно остановить убийство, только ранив преследователя, мы обязаны это сделать. А если и это не может предотвратить убийство, должны убить того, кто пытается совершить убийство (Хинух).
НЕ ДЕРЖИ В СУМКЕ ДВУХ ВИДОВ ВЕСОВ, БОЛЬШИХ И МЕНЬШИХ. ПУСТЬ НЕ БУДЕТ В ТВОЕМ ДОМЕ ДВУХ ВИДОВ МЕР, БОЛЬШЕЙ И МЕНЬШЕЙ. СОВЕРШЕННЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ ПУСТЬ БУДЕТ У ТЕБЯ ВЕС. ПУСТЬ У ТЕБЯ БУДЕТ СОВЕРШЕННАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ МЕРА, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ДАЛ ТЕБЕ ГОСПОДЬ, ТВОЙ БОГ. ПОТОМУ ЧТО ПРОТИВНЫ БОГУ ВСЕ, КТО ТАК ДЕЛАЮТ, КТО ПОСТУПАЮТ НЕПРАВЕДНО (Дварим, 25:13–16).
Эти фразы запрещают нам держать у себя неточные гири и меры. Даже если мы ими не пользуемся, ими может воспользоваться кто-то другой, не зная, что они нестандартные (Хинух; Хошен мишпат).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.