Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Благословение — это общее понятие, а его конкретный смысл зависит от того, кто и кого благословляет. Бывает, что Б-г благословляет свои создания, бывает, что создания благословляют Его, а еще бывает, что одни Его создания благословляют другие.
Когда Б-г благословляет Свои создания, нет сомнений, что суть этого благословения — ашпаа, влияние свыше, подарок им самим и всему, что с ними связано. Суть этого благословения — никоим образом не молитва и не благодарность.
Когда стих говорит: «И Б-г благословил Авраама всем», — он имеет в виду, что Авраам получил от Б-га огромное благо. И так же следует понимать стихи: «Благословит Б-г тебя из Циона», «Благословение Б-га несет богатство», и так далее.
А когда создания Б-га благословляют Его, речь не идет ни о влиянии, ни о подарке, потому что Б-жественные творения только получают от Него, но никак не могут повлиять на Него и ничего не могут Ему дать. Они только благодарят Б-га, восхваляют и прославляют Его. Так следует понимать стихи: «И благословил Давид Б-га», «И люби Б-га», «Всегда восхваление Его в моих устах», «И мы будем благословлять Б-га отныне и всегда; восхвалите Б-га», — все они говорят о прославлении, восхвалении и благодарности.
А благословение, которое люди дают один другому — это не влияние, не подарок и не восхваление. Истинный смысл такого благословения — молитва о благословляемом, просьба к Б-гу оказать ему милость, мольба о том, чтобы Б-г послал ему благословение и даровал ему добро. Поэтому, когда Б-г повелел коэнам благословлять народ Израиля, Он так объяснил их задачу: Так благословляйте сыновей Израиля, говоря им: «Благословит вас Б-г…» То есть, благословение, которое дают коэны народу Израиля, заключается в просьбе к Б-гу и в молитве к Нему о том, чтобы Он благословил и сохранил евреев, обратился к ним сияющим ликом и даровал им добро, чтобы простил им их прегрешения и дал им мир. И завершает Б-г Свое приказание таким обещанием: «И возложат Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю вас». Имеется в виду, что они (коэны) помолятся за народ, и это есть «возложение Имени». Однако именно благословенный Б-г благословит их Своим влиянием.
И после того как мы узнали все это, нам сказано еще, что поскольку Всевышний предназначил потомство Авраама, чтобы расположить на нем Свое особое Управление и дать в наследие избранную Землю, подобало, чтобы каждый из трех праотцев по смерти оставил после себя наследника, который унаследует обетования и предназначение и будет проживать в этом месте. И таким образом постепенно создастся народ в известном Б-жественном порядке и среди народов числиться не будет. И поэтому Ицхак благословил своих сыновей, чтобы тот или те, кто будет благословен, — и никто другой — унаследует Б-жественное предназначение. А Авраам не благословил Ицхака, поскольку Всевышний уже открыл ему, что Ицхак унаследует от него предназначение и благословения, как написано: «Ибо в Ицхаке наречется тебе семя, и Свой Завет я осуществлю с Ицхаком». И Он приказал Аврааму прогнать своего сына Ишмаэля. Поэтому Авраам не должен был благословлять Ицхака, чтобы тот унаследовал полученные Авраамом благословения и предназначение, ибо Б-г уже сделал это за него.
[В книге «Нэфеш а-Хаим» рабби Хаим из Воложина объясняет, что каббалистическое значение слова броха, благословение: это «увеличение изобилия». То есть, когда мы говорим Борух Ато а-Шем, мы просим Вс-вышнего увеличить поток благословления, которым Он питает что-либо, будь то здоровье, достаток или успех в изучении Торы. — от ред.]