Из цикла «Уровень человека», темы: Чудеса, Упование, Заработок, Уровень человека, Саба из Навардока, Вера
Мы также можем заметить, что человек, отличающийся упованием, обладает и необыкновенной силой духа. Он может оказаться в месте, где люди не имеют вроде бы никаких шансов заработать себе на пропитание, но и там не дрогнет его сердце. Он абсолютно уверен, что будет обеспечен всем необходимым. Место для него не имеет значения, поскольку полагается он не на место и связанные с ним «реальные шансы», а на Творца. И он настолько уверенно и крепко стоит на своем пути, будто все необходимое уже имеется у него, и он не имеет ни малейших сомнений в том, что ни в чем привычном и действительно необходимом нигде и никогда не ощутит нехватки.
Как-то один бедный зашел к Раве, и на вопрос, что ему предложить, ответил: жирную курочку и старое вино. А времена тогда были непростые, и Рава спросил, неужели тяжелое положение никак не повлияло на его уровень жизни. Понимает ли он, что своими запросами обременяет общину? На это гость ответил: Разве от людей пропитание мое? От Милосердного пропитание мое. Пропитание человеку отмеряет Всевышний по Своей милости, как сказано: «Все глаза полны надеждой на Тебя, и Ты даешь им пропитание в его время». И не сказано: «в их время», а в «его время», из чего можно учить, что каждому Всевышний дает пропитание индивидуально, в его особое время. И в ту же минуту к Раве пришла его сестра, с которой они не виделись тринадцать лет, и принесла с собой… жирную курочку и старое вино. Рава немедленно пригласил гостя к столу[1].
Вот пример силы упования на Творца! Для уповающего нет ничего недосягаемого и странного. Ему совершенно ясно, что он не обязан жить, довольствуясь минимумом, а может получить все необходимое по своим привычкам и уровню жизни. И если уж он привык к жирной курочке и старому вину, то и они достанутся ему путем упования, поскольку упование того, кто полностью полагается на Всевышнего и осознает, что питается по Его милости, не имеет ограничений. Это не тот человек, который при определенных обстоятельствах будет уповать, а при других — сомневаться. Для него всемогущество Всевышнего очевидно в любой ситуации. Следовательно, нет причин сомневаться, что Он даст человеку все необходимое, все, к чему тот привык, и рассчитывать на это можно даже больше, чем на деньги, что находятся в его в кармане. Ведь деньги можно потерять, их могут украсть, но упование — лучшая охрана от всех неприятностей.
И если крепка вера человека в то, что источник пропитания — милость Всевышнего, тот факт, что в мире сейчас тяжелые времена, никак на нем не сказывается. Его запросы не обременяют общество, поскольку не общество его обеспечивает. Все, что у него есть, — дар Всевышнего. Разве гость обременил Раву? Напротив, до его прихода у Равы не было ни жирной курицы, ни старого вина, и только после его прихода в гости зашла и сестра Равы, с которой они до этого не виделись тринадцать лет, и которая в честь такого случая принесла свои гостинцы. Кто же кому оказался обязан? Уповающий (в лице гостя) — общине (в лице Равы), или, может, все-таки община — уповающему? Вряд ли гость съел всю курицу сам, не поделившись с хозяином… Получается, он не только не взял у хозяина даже самую малость, но еще и дал ему! Все угощение подоспело именно в результате его упования. Доказательство? Сестра Равы принесла именно те два продукта, которые просил гость: жирную курицу и старое вино. Так Всевышний послал ему то, к чему он привык. При этом расчет был точнейшим, а польза — общей.
Но необходимое условие упования — твердость и смелость, когда место, время и обстоятельства не играют в глазах человека никакой роли, поскольку он четко осознает, что не внешние причины и факторы приносят желаемые результаты. Если следовать естественному ходу вещей, у гостя Равы не было никакого шанса получить желаемые кушанья. Сам Рава считал подобные требования выходящими за рамки того, что достижимо упованием. Тем не менее, в своем уповании человек оставался непоколебимым, заявляя, что источником его пропитания всегда и везде является милость Всевышнего. А для Него нет никакой разницы, где именно человек находится. И Он посылает жирную курицу и старое вино нуждающемуся в них в голодные времена, и Он спасает прозелита от диких зверей в силу его упования.
Это — одно из отличительных качеств уповающего: для него все времена и все места равны. Он понимает, что не время и не место являются определяющими факторами, а то, насколько он согласует свои жизненные вопросы с упованием на Творца. Тогда — «И будет Всевышний — его упованием». Для Творца нет «более подходящих» и «менее благотворных» обстоятельств, ограниченных местом или временем. Так и человек, который уповает и полагается на Него, тверд в своем уповании в любое время и в любом месте. Ничто не сдвинет его с пути, и он уверен, что обязательно получит все, действительно ему необходимое. По-другому просто быть не может. И не важно, каким именно образом: через окружающих или без всякой посторонней помощи. Важно лишь осознание того, что за всем происходящим в любое время и в любой ситуации стоит Творец, а Он — превыше всех причин и поводов. Такое непоколебимое упование кажется чем-то нереальным, просто сверхъестественным. В ответ и человек получает то, что ему требуется, нереальными, просто сверхъестественными путями.
Примеры можно найти и в наше время. Один еврей работал над качеством упования. Случилось так, что он не запасся свечами на ночь. И вот, посреди ночи он оказался в кромешной тьме в избушке в глубине леса. Как в таких условиях учить Тору? Откуда взяться свече? Следуя естественному ходу вещей — неоткуда. А тут пришел некто и принес свечу, и неизвестно, кто это был, ни до, ни после этой истории2.
Все это просто. «Всевышний — твоя тень»[2]. Если мы помашем рукой тени, то и тень помашет нам своей рукой. Если мы покажем ей палец, то и тень покажет нам палец. И если человек поднимается над жизнью, обусловленной тысячью различных причин и поводов, это будет таким чудом, что и его потребности будут обеспечены настоящим чудом, независящим от всех причин и поводов. Однако это чудо доступно каждому. Стоит только твердо решиться и умом, и сердцем вступить на путь упования и насладить свою душу полным покоем, и тогда все положенное и отмеренное он получит само собой.
[1] Ктубот 67.
[2] Теилим 121.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.