Темы: Недельная глава, Раскаяние, Грешник, Толдот, Рав Бенцион Зильбер
Центральной частью нашей недельной главы являются благословения, которые праотец Ицхак дал своему сыну Яакову. Чтобы удостовериться, что перед ним — достойный его благословений человек, незрячий Ицхак воспользовался своим обонянием: «И почуял он запах его одежд» (Толдот 27:27).
Мидраш раскрывает глубинный смысл такого акта. «Читай бгадав (“его одежд”) как богдав (“его предателей”)», сказано в «Мидраш раба». Почему Ицхака заботило поведение будущих вероотступников еврейского народа?
Когда римляне захватили Второй Храм, поначалу они побоялись зайти вовнутрь. Для этих целей был нанят некто Йосеф ми-Шита, человек, который был готов посодействовать оккупантам в разграблении храмовой утвари. Но, как говорится, за умеренную плату.
Римляне пообещали Йосефу, что первый предмет, который он вынесет из Храма, станет его собственностью. Через некоторое время предприимчивый коллаборационист, натужно дыша, появился, неся храмовую менору, сделанную из чистого золота. Но римляне остудили его пыл: «Такая вещь не подходит простому человеку. Войди в Храм повторно и выбери себе что-нибудь другое».
К их удивлению, Йосеф ми-Шита отказался это делать. Посулы не прекращались — захватчики пообещали предателю, что освободят его от налогов на три года. Но Йосеф ответил решительным отказом: «Я уже рассердил Творца один раз — разве я готов прогневить Его еще раз?!»
Разговор с непокорным предателем оказался коротким. Йосефа привязали к верстаку и начали распиливать. Всякий раз, когда зубья пилы вонзались в его тело, Йосеф кричал: «Горе мне, рассердившему своего Творца» Вскоре его душа покинула этот мир.
Вторая история произошла с человеком по имени Якум Иш-цророт. Несмотря на то, что он приходился племянником рабби Йоси бен-Йоэзеру, тогдашнему главе Санхедрина, Якум был ассимилированным и даже враждебно относившимся к иудаизму человеком. Неудивительно, что греки, захватившие Эрец-Исраэль, назначили его на высокий пост.
Судьба его дяди была трагичной. За изучение Торы греческие власти приговорили его к смерти. В субботу рабби Йоси посадили на лошадь и повезли к месту казни.
Тем временем, Якум, довольный жизнью, совершал утреннюю прогулку верхом на лошади. Увидев рабби Йоси бен-Йоэзера, он презрительно произнес: «Посмотри на коня, на которого посадил меня мой господин, и посмотри на коня, на которого тебя посадил твой Господин». Смысл этой фразы понятен и без комментариев — Якум, прилюдно нарушающий шаббат, хотел в очередной раз продемонстрировать свое превосходство над «фанатиком»-дядей, который скоро поплатится жизнью за свою верность Торе.
Глядя на холеную лошадь племянника, рабби Йоси ответил ему: «Если так Б-г награждает тех, кто его сердит, представь, как он наградит тех, кто выполняет Его волю?» Но Якум не унимался: «Разве кто-нибудь из людей выполнял волю Б-га ревностнее, чем ты?». Следующая реплика заставила Якума призадуматься. «Если так страдают выполняющие Его волю, — промолвил осужденный на смерть раввин, — представь, как будут наказаны те, кто прогневил Его…»
Слова рабби Йоси вонзились в сердце племянника, «вошли в него, как яд», говорит мидраш. Вероотступник Якум вдруг понял со всей ясностью, в чем он погряз и каков он сам. Мидраш рассказывает, что Якум сам совершил казнь над собой, и в предсмертном видении рабби Йоси увидел, как ложе племянника уносится в небеса. «Он на короткий миг опередил меня, входя в Ган-Эден», — прошептал рабби Йоси.
Наш праотец Ицхак знал, что в будущем его потомков ожидают рабство и изгнание. Он справедливо опасался, что евреи растворятся среди других народов, отринув заветы отцов. Но когда Ицхак понял, что даже предатели, даже те люди, которые, казалось бы, полностью порвали с еврейством, обладают величайшим духовным потенциалом, он успокоился и благословил Яакова.
Корчась под зубьями пилы, Йосеф ми-Шита не кричал: «Мне больно!» Вместо этого он просил прощения у Всевышнего, которого он рассердил. Любимец властей Якум Иш-цророт за одно мгновение осознал степень морального падения. Способность раскаяться столь искренне и столь глубоко, вернуться к Б-гу, невзирая на неправедно прожитую жизнь, — именно это является отличительной особенностью потомков Яакова. За это и полагается благословение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.