Темы: Недельная глава, Раскаяние, Грешник, Толдот, Рав Бенцион Зильбер
Центральной частью нашей недельной главы являются благословения, которые праотец Ицхак дал своему сыну Яакову. Чтобы удостовериться, что перед ним — достойный его благословений человек, незрячий Ицхак воспользовался своим обонянием: «И почуял он запах его одежд» (Толдот 27:27).
Мидраш раскрывает глубинный смысл такого акта. «Читай бгадав (“его одежд”) как богдав (“его предателей”)», сказано в «Мидраш раба». Почему Ицхака заботило поведение будущих вероотступников еврейского народа?
Когда римляне захватили Второй Храм, поначалу они побоялись зайти вовнутрь. Для этих целей был нанят некто Йосеф ми-Шита, человек, который был готов посодействовать оккупантам в разграблении храмовой утвари. Но, как говорится, за умеренную плату.
Римляне пообещали Йосефу, что первый предмет, который он вынесет из Храма, станет его собственностью. Через некоторое время предприимчивый коллаборационист, натужно дыша, появился, неся храмовую менору, сделанную из чистого золота. Но римляне остудили его пыл: «Такая вещь не подходит простому человеку. Войди в Храм повторно и выбери себе что-нибудь другое».
К их удивлению, Йосеф ми-Шита отказался это делать. Посулы не прекращались — захватчики пообещали предателю, что освободят его от налогов на три года. Но Йосеф ответил решительным отказом: «Я уже рассердил Творца один раз — разве я готов прогневить Его еще раз?!»
Разговор с непокорным предателем оказался коротким. Йосефа привязали к верстаку и начали распиливать. Всякий раз, когда зубья пилы вонзались в его тело, Йосеф кричал: «Горе мне, рассердившему своего Творца» Вскоре его душа покинула этот мир.
Вторая история произошла с человеком по имени Якум Иш-цророт. Несмотря на то, что он приходился племянником рабби Йоси бен-Йоэзеру, тогдашнему главе Санхедрина, Якум был ассимилированным и даже враждебно относившимся к иудаизму человеком. Неудивительно, что греки, захватившие Эрец-Исраэль, назначили его на высокий пост.
Судьба его дяди была трагичной. За изучение Торы греческие власти приговорили его к смерти. В субботу рабби Йоси посадили на лошадь и повезли к месту казни.
Тем временем, Якум, довольный жизнью, совершал утреннюю прогулку верхом на лошади. Увидев рабби Йоси бен-Йоэзера, он презрительно произнес: «Посмотри на коня, на которого посадил меня мой господин, и посмотри на коня, на которого тебя посадил твой Господин». Смысл этой фразы понятен и без комментариев — Якум, прилюдно нарушающий шаббат, хотел в очередной раз продемонстрировать свое превосходство над «фанатиком»-дядей, который скоро поплатится жизнью за свою верность Торе.
Глядя на холеную лошадь племянника, рабби Йоси ответил ему: «Если так Б-г награждает тех, кто его сердит, представь, как он наградит тех, кто выполняет Его волю?» Но Якум не унимался: «Разве кто-нибудь из людей выполнял волю Б-га ревностнее, чем ты?». Следующая реплика заставила Якума призадуматься. «Если так страдают выполняющие Его волю, — промолвил осужденный на смерть раввин, — представь, как будут наказаны те, кто прогневил Его…»
Слова рабби Йоси вонзились в сердце племянника, «вошли в него, как яд», говорит мидраш. Вероотступник Якум вдруг понял со всей ясностью, в чем он погряз и каков он сам. Мидраш рассказывает, что Якум сам совершил казнь над собой, и в предсмертном видении рабби Йоси увидел, как ложе племянника уносится в небеса. «Он на короткий миг опередил меня, входя в Ган-Эден», — прошептал рабби Йоси.
Наш праотец Ицхак знал, что в будущем его потомков ожидают рабство и изгнание. Он справедливо опасался, что евреи растворятся среди других народов, отринув заветы отцов. Но когда Ицхак понял, что даже предатели, даже те люди, которые, казалось бы, полностью порвали с еврейством, обладают величайшим духовным потенциалом, он успокоился и благословил Яакова.
Корчась под зубьями пилы, Йосеф ми-Шита не кричал: «Мне больно!» Вместо этого он просил прощения у Всевышнего, которого он рассердил. Любимец властей Якум Иш-цророт за одно мгновение осознал степень морального падения. Способность раскаяться столь искренне и столь глубоко, вернуться к Б-гу, невзирая на неправедно прожитую жизнь, — именно это является отличительной особенностью потомков Яакова. За это и полагается благословение.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.