Темы: Заповеди, Обрезание, Рассказы, Батшева Эскин
Шестое по счёту обрезание в этот день раби Авраам сделал в северной части Нетании в 19:00. До заката оставалось 15 минут, а для проведения седьмого обрезания его ждали ровно на противоположной стороне вытянутого вдоль моря города, в районе Кирьят-Нордау.
Да, так получилось, что в течение одного жаркого летнего дня выпало раби Аврааму Силаму сделать брит-милу, обрезание, семерым мальчикам. Причем мальчики эти родились в разных городах страны, так что для выполнения своей миссии от раби Авраама требовались расторопность и организованность. Перенести исполнение этой заповеди на другой день нельзя, так как Тора повелевает обрезать новорожденных мальчиков на восьмой день, и всё нужно успеть сделать качественно и вовремя.
Пожелав родителям «Мазаль тов!» и пообещав связаться с ними через час по поводу ухода за малышом, раби Авраам и его помощник Яаков буквально влетели в машину и устремились к Приморскому шоссе, которое их выведет в южную часть Нетании.
Не успели они проехать и пятисот метров, как раби Авраам с тревогой почувствовал, что машина не слушается руля. Нет, только не сейчас! Неужели проколота шина? Он притормозил у обочины — так и есть. Cпустившееся правое переднее колесо уже дымилось от трения. Его верная «тойота» сейчас была совершенно бесполезна. Менять колесо нет времени — надо ловить такси, или попутку, или что угодно! Он должен попасть в Кирьят-Нордау не позже, чем через 10 минут, иначе… Воображение уже рисовало расстроенные лица родителей ребенка, всех этих родственников и гостей, которые, получается, собрались там и ждут его совершенно зря!
Рассчитывать на то, что какой-то ангел спустится с Небес, чтобы доставить их вовремя на другой конец города, было глупо. Оставалось надеяться только на ангелов, живущих среди людей. Раби Авраам произнес короткую, но очень прочувствованную молитву, сделал знак Яакову, мол, «жди меня здесь», и… шагнул на проезжую часть.
Какая-то легковая машина ехала как раз в нужном направлении. С одной стороны шоссе было ограждение, а по встречной полосе ровным потоком шёл транспорт. Водитель легковушки начал сигналить, но раби Авраам не трогался с места. Объехать его было невозможно, так что водителю не оставалось ничего другого, как затормозить. И сделал он это даже заранее, так что раби Аврааму не пришлось зажмуриться. Он стоял неподвижно, выставив в стороны руки: правую — пустую, и левую — с чемоданчиком. Только длинная борода и полы сюртука развевались под горячим пустынным ветром. Это была впечатляющая картина, но долго ее никому не пришлось наблюдать. Как только машина остановилась, раби Авраам пригласительно махнул рукой своему помощнику, они оба подбежали к автомобилю, синхронно открыли переднюю и заднюю двери, сели и пристегнули ремни — проделав всё это секунд за пятнадцать.
— Поезжай вперед, друг, — взволнованно сказал раби Авраам ошеломленному водителю. — Поехали скорей, выручай, ты должен нам помочь!
— Да кто вы такие? Чего вам от меня надо? Кто вам разрешил оккупировать мою машину? Выходите немедленно! — стал возмущаться водитель, шокированный таким внезапным нападением. Тон раби Авраама никак не был похож на тон террориста, да и вид приличный, но… Мало ли психов на свете? И выглядеть они могут как угодно…
— Нормальные мы, — скороговоркой, отвечая на его изумленный взгляд, заговорил раби Авраам. — Давай газу, я моэль[1], по дороге объясню!!!
На слове «моэль» в голове у водителя, похоже, что-то начало проясняться, и он действительно дал такого газу, что чуть не проехал нужный поворот. Хорошо, что раби Авраам вовремя закричал:
— С моста сразу направо, направо! На Приморское шоссе! Семь километров по шоссе, а после сразу выезжай в Кирьят-Нордау! У нас только 9 минут! Жми!
Когда машина, повернув направо, понеслась по Приморскому шоссе, раби Авраам поспешил оправдаться перед ошеломленным водителем:
— Мы едем делать брит-милу. До заката осталось всего ничего. Колесо пробило. Пойми, у меня не было другого выхода… Сам Вс-вышний послал мне тебя — вместо ангела!
Светскому водителю было немножко смешно это — про ангела, — и в его глазах сверкнула улыбка. Но светский или не светский, а всё же израильский еврей, а значит — и сам был когда-то обрезан. Улыбка водителя от глаз распространилась уже по всему лицу:
— Ого! Моэль! Большая честь для меня, раби! Получается, у меня тоже будет часть заслуги за эту заповедь, если я вас вовремя доставлю, а?
— Будет, конечно, будет, только ты уж постарайся. Ты город хорошо знаешь? Главное, с шоссе в нужном месте свернуть… Кирьят-Нордау, синагога «Пророк Элияу»…
— Не волнуйтесь, мигом долетим, с Б-жьей помощью, не успеете Псалом дочитать!
И они действительно долетели. И действительно, не успев прочитать и трёх Псалмов. Когда раби Авраам открыл глаза, перед ним был освещенный закатным оранжевым светом вход в синагогу «Пророк Элияу». Он взглянул на часы: до захода солнца оставалось четыре с половиной минуты.
— Спасибо, друг! — крикнул рабби Авраам водителю, выбегая из машины.
* * *
Обрезание прошло штатно, без эксцессов. Оставив родственников и гостей праздновать это радостное событие, раби Авраам и его помощник Яаков вышли из синагоги. После такого длинного дня им не терпелось поскорее попасть по домам. Раби Авраам уже хотел было набрать номер такси, как вдруг увидел, что машина, которая их сюда привезла, стоит на том же самом месте, напротив входа, а водитель, которого они «похитили» несколько минут назад, всё так же сидит за рулём и широко улыбается:
— Давайте, раби, садитесь, довезу вас до вашей машины — или куда скажете!
— Вот спасибо! — улыбнулся ему в ответ раби Авраам, садясь на переднее сиденье. — Ты даже не знаешь, какое важное дело ты сделал! Благодаря тебе, еще один маленький еврейский мальчик вступил сегодня в Завет со Вс-вышним. Представляешь, какая большая заповедь?
Водитель завёл мотор, и машина — теперь уже спокойно — покатила в сторону шоссе. Некоторое время водитель молчал — он как будто собирался с мыслями. Потом взволнованно заговорил:
— Раби, меня зовут Шмуэль. Я вижу, вы настоящий раввин. Вы говорите, я поучаствовал в заповеди. Я прошу, благословите меня… Мне уже сорок пять, а я до сих не женат — всё как-то не везло. И что же я — так и умру, не оставив после себя сына? Ведь с каждым годом мои шансы падают: женщины не любят выходить за старых холостяков… Дайте мне браху в скором времени жениться, раби!!!
— Притормози, Шмуэль, — негромко сказал раби Авраам. Машина съехала на обочину. Раввин положил водителю на голову правую руку и горячо заговорил:
— Шмуэль, ты обязательно найдешь самую лучшую женщину на свете — красивую, добрую, отзывчивую — и это будет очень скоро, я обещаю! Ты женишься, у вас будет настоящая еврейская семья! Ты оставишь после себя сына!.. Я благословляю тебя! Только не забудь меня позвать делать обрезание, — добавил раби Авраам, снимая руку с головы Шмуэля и с улыбкой глядя ему в глаза.
* * *
Прошел ровно год. Снова месяц Элуль выдался жаркий, снова дули пустынные ветры — хамсины. Раби Авраам машинально смахнул со звонящего мобильного тонкий слой надоедливой желтоватой пыли, которую надул хамсин в неосторожно открытое окно, и нажал на кнопку.
— Алло, раби, это Шмуэль! Вы меня помните? Синагога «Пророк Элияу», Нетания, брит-мила перед самым закатом… Поздравьте меня! Через два месяца после вашего благословения я женился, а сегодня у нас родился сын! Через неделю — вы свободны? Вы сделаете моему сыну обрезание?
[1] Моэль — сертифицированный специалист по обрезанию, брит-миле.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»