Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вред идолопоклонства для сотворенного мира. Что обшего между пороками мира, вредной едой и Эдомом

И то же самое в обратную сторону: неблаговидные деяния для миров — как вредная еда, что мы разъясним в дальнейшем. Как написано в «Райя мэмна», гл. Эмор 99:2 и 100:1, «В Рош а-Шана выходит Ицхак в одиночку и призывает Эсава дать ему попробовать все блюда мира, каждое по-своему сделанное, и возлегает на ложе суда и призывает Эсава, говоря: “…и излови мне дичь и приготовь мне вкусности… И было, как только вышел (Яков из шатра Ицхака после благословений), а Эсав, брат его, возвращается с охоты”, — нагруженный различными деяниями человечества, “и содеял и он тоже вкусности”, — изготовил уста свои предъявить претензии и т.д., “…и сказал: да приподнимется отец мой!” — чтобы Ицхак пробудился в мере Суда, “и поест”, — некоторое количество плохих деяний, что были совершены в мире».

И в Тикуним, 20, 47:2, «…и приготовь мне вкусности, какие я люблю», — из повелительных и запретительных заповедей — пропитание Сатане от тех, кто нарушают их, и вот таких подносил Эсав отцу своему и говорил: «…да приподнимется отец мой и отведает от пойманного сыном его!» И Сатан из-за них отклонялся на Левую сторону, дабы дать отведать Всевышнему от грехов сыновей Его, горькие снадобья и т.д.»

А в «Райя мэимна» на гл. Пинхас, 232:1, «И тому Сердцу не пристало заниматься… пороками народа… оно избирает самых лучших… и заслуги, и наилучшие свершения. А весь порок, нечистоту и грязь, то есть, дурные поступки, оно оставляет на долю Печени, о которой сказано “Эсав — человек косматый (сэир)”, и об этом сказано “…и понесёт козёл (сэир) на себе все грехи их”.

И, точно так же, как несъедобная пища не усваивается телом и не приносит тому никакой пользы, а только перегнивает внутри, ослабляя тело, вследствие чего душа не наполняет тело как следует, и, как результат, порой человек заболевает из-за этого, так точно и относительно неблаговидных поступков, которые в среде миров как бы превращаются в нечистоты, что приводит к усилению сил Скверны и Нечистых Оболочек, упаси Боже, которые прозываются “рвотой” и “испражнениями”, как наши мудрецы пишут на стих (Йешаяу 30:22) “…ты отбросишь их, как нечистое , “изыди” — скажешь ему”!» И подобно этому написано в «Райя мэимна» на гл. Пинхас, л. 32, упомянутой выше, см. там, что они называются «смердящими нечистотами» и «испражнениями». И так же написано в Тикуним, 70, 129:1, а в «Зоар хадаш», гл. 1, Брейшит, 6:3, на стих «…как я испачкаю их?!» (Песнь Песней 5:3), что это нечистая Иная Сторона. И там в гл. Бэар, 39:4, «а испражнения — ничто иное, как Дурное Побуждение». И см. в «Таамей мицвот» Аризаля на гл. Итро об этом, что таков источник их подпитки в верхних мирах[1]; см. Эц Хаим, врата Освещение Разума, гл. 5.

И в этом заключалось служение Пеору[2], как и разъясняется в Тикуним, упомянутых выше, «и запретительные заповеди — пропитание Иной Стороны от тех, кто преступает их». Это имеет в виду стих (Исайя 4:4) «Если смыл Бог испражнения дщерей Сиона». И это то, что написано в «Зоар хадаш», гл. Ахарей, 69:1, про Йеровама, создавшего двух телец, и Всевышний сказал ангелам: всё благо, что давал вам, теперь обратилось в нечистоты.

Примечание автора. И так станет понятным высказывание наших мудрецов (тр. Мегила 25:2) «Любая насмешка запрещена, кроме высмеивания идолопоклонства, как написано (Исайя 46:1-2) “Согнулся Бель, свалился Нево, …не смогли облегчиться”. Однако, при таком прочтении, концовка там (стих 4) лишена понимания; и я издавна нахожусь в затруднении, как её правильно трактовать. Но на основе сказанного, разумному читателю очевидно, как я уже писал выше (во второй главе), что любое упоминание нами Творца подразумевает не Его самость, которая непостижима, а лишь Его ипостась в аспекте соединения с мирами, которые расположены как бы в виде фигуры человека, со всеми частями его тела и всем прочим, что является неотъемлемой его частью. И все деяния еврея, они для миров этих — как пища для тела. И неблаговидные деяния его, соответственно, становятся для миров как бы отходами и шлаком, и это духовная скверна. И именно это подразумевает стих из Исайи, что идолопоклонство не способно вытерпеть и извергнуть ношу нечистот, которые оскверняют её, но сгибаются и рушатся[3], то есть — у них нет никаких собственных сил, которые могли бы изгнать из них нечистоты[4]. А вот Всевышний, благословен Он, не так: не спешит за один раз очистить “тело” миров от всей скверны плохих поступков, ибо в таком случае мир может быть разрушен от напора всего праведного гнева за грехи и от всех нечистых оболочек, созданных из преступных деяний и отравляющих “пищеварительную систему” миров; но Всевышний терпит их, как бы выносит их, избавляя от них миры мало-помалу через справедливые страдания на протяжении определённого времени. И подобно тому, как написано у Амоса, 3:2, “Только вас Я знаю… посему взыщу с вас за все грехи ваши”. И как в известном изречении наших мудрецов (тр. Авода Зара, 4:1), что со временем мир совершенно очистится от грязи, то есть, от сил скверны, параллельно с взысканием за все грехи человеческие. Как мы уже писали, что вместе с принятием наказания сами по себе улетучиваются и нечистоты, и тогда миры вернутся к изначальной чистоте и гармонии!

Через дурные поступки человек навлекает на миры изъяны, болезни, разруху, бессилие, в той мере, насколько его проступок был серьёзен, а также в соответствии с его духовным уровнем и положении его корня в духовных мирах. Ведь с теми мирами, которые страдают от грехов людских, Всевышний не соединяется в достаточной мере, так как не желает присутствовать там, где царит изъян и хворь, и где грязь греха не смыта. А так как все миры соединены в единую систему, все они, в той или иной мере, ощущают изъян того мира, что пострадал от греха, и не реабилитируются до тех пор, пока от скверны преступления не останется и следа, и это через подобающее наказание грешнику. И как написано в “Райя мэимна” на гл. Пинхас, 234:1-2, что через наказание изгоняется скверна и сходит на нет. И см. выше в первых вратах (гл. 12). И тогда излечивается изъян миров, которые очищаются от скверны и возвращаются в своё первоначальное исправное состояние.

Или же это может произойти посредством истинного раскаяния, которое достигнет самой основы своей, называемой “Мир Раскаяния”, мир свободы и наивысшего свечения[5], из которого проистекает высший святой свет[6], являющийся водами очищающими, смывающими любую грязь духовной скверны, которая через это исчезает полностью. Это то, что написано “Если смыл Господь нечистоты дщерей Сиона”, а также “Я плесну на вас воды чистые!..” (Иехезкель 36:25).

Комментарий

После того, как автор объяснил в предыдущей главе великую пользу, которую приносит мирам исполнение заповедей, он ставит заповде и грехи один напротив другого, и объясняет великий ущерб и недостаток, причиняемый мирам нашими преступлениями. Но разница между святостью и нечистотой в том, что у святость есть жизненности, а у нечистоты — нет. Святость живет от себя и ей не нужно подпитываться жизненностью от внешней силы, а у нечистоты самой по себе нет жизненности, и она должна зависеть от внешней силы, чтобы получать от нее энергию. Поэтому и “служение” идолопоклонства заключается в том, чтобы “заставить” его поделиться своей энергией, ведь у него нет собственной силы и нет смысла пытаться его удовлетворить. А когда мы служим Всевышнему, мы обращаемся к Нему “лицом к лицу”, пытаемся как бы удовлетворить Его, и Он обращается к нам и протягивает нам благодать, как объяснялось подробно в Первых Вратах, 7-9.

Рав Ицхак Гутнер говорил, что служение Бааль Пеору символизирует пессимизм, отсутствие надежды. Она выражает веру в том, чот нет надежды на лучшее, невозможно исправить мир, в котором даже хорошие вещи в конце концов разлагаются и становятся отбросами. Но Тора учит нас, что верно обратное, и в конце котцов добро, несомненно, победит и реализуется, а зло будет использовано для этого раскрытия, подобно навозу, который удобряет поля.


[1] Место подпитки сил нечистоты находится в обратной части высших миров, в месте выхода нечистот.

[2] Бааль Пеор есть общий архетип идолопоклонства, и потому Моше похоронен напротив Бааль Пеора, чтобы противостоять ему. Его служение заключалось в том, чтобы испражниться перед ним, чтобы протянуть на него нечистоту из отходов в духовных мирах.

[3] Хотя выше автор писал, что идолопоклонство питается энергией духовной нечистоты, имеется в виду не сама нечистота буквально, ведь в ней нет никакой жизненной силы, а искры света, которые попали в нее из-за грехов человеческих, а когда эти искры гаснут, остается только скверна, и идолопоклонство рушится.

[4] Преодоление зла и извержение его наружу происходит силой собственной жизненности. У святости есть собственная жизненность, и ее силой она может преодолеть скверну, прилепившуюся к ней. А у нечистоты нет собственной жизненности, она питается внешними силами, и потому не может изгнать скверну, собирающуюся в ней, и рухнет под ее тяжестью.

[5] Раскаяние — не только одна из 613 заповедей, оно — дополнительный этаж в служении Всевышнему, включающее в себя всю Тору в более глубоком и возвышенном понимании.

[6] Исправление, влекомое раскаянием, проистекает из более высокого мира, называемого “миром раскаяния”. Чтобы достичь этого мира и черпать из него святость, от кающегося требуется подняться на новую ступень, а не просто оставить свой грех.

 

 


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше