И подобно тому, как еда и питье необходимы для поддержания связи души человека и его тела, а в их отсутствие душа отделится и уйдет из тела, так соединение самости Всевышнего с мирами, которые и есть тайна «Большого Человека»[1], соединение, необходимое для поддержания их существования — поставлено в зависимость Божественной Волей от занятия Торой, от исполнения заповедей и от молитвенного служения избранного народа. А без них Всевышний устранил бы Свою самость от миров и они мгновенно возвратились бы в небытие.
Поэтому и сказали Мудрецы (Таанит 3): «Что означает написанное (Захария 2:10): “…ибо, подобно четырем сторонам света, рассеял Я вас…”? Как невозможно миру без сторон, так невозможно миру без Израиля». Об этом же идет речь в Мидраше: «Благослови, душа моя, Г-спода…» (Псалмы 104). Что имел в виду Давид, прославляя Всевышнего своей душой? (Мидраш приводит несколько сравнений между связью души и тела, и связью Б-га с миром, в частности следующее: как душа не ест в теле, так перед Всевышним нет еды (и потому душа, которая не ест, должна прославить Б-га, Который не ест; и вместе с тем, нахождение души в теле обусловлено едой, так и «присутствие» Б-га в мире обусловлено служением). В таком же духе сказали в Мидраш Теилим: «Как душа не ест и не пьет, так Всевышний не ест и не пьет…»
Упоминая «еду и питье» более чем другие телесные удовольствия, Мудрецы хотели сообщить нам следующее. Хотя сама душа не ест и не пьет, вместе с тем, само соединение души с телом как одно целое, и существование человека на протяжении отмеренной ему жизни, зависит от пищи и питья тела. Подобным же образом, несмотря на то, что на самость Единого Бесконечного наши заповеди, Тора и служение не оказывают никакого воздействия, и никак Его не волнуют, о чем и сказано «Всевышний не ест и не пьет», — тем не менее, постановила Его воля, чтобы само Его соединение с духовными мирами, построенными по схеме человеческого тела со всеми его деталями, включая органы пищеварения, зависело от добрых деяний святого народа, которые и есть «пища» миров[2]. Она дает мирам энергию и силу существования[3] и прибавляет святости и света через соединение Всевышнего с ними, в соответствии с Высшей волей. Все зависит от уровня деяний избранного народа, которые исправляют и объединяют миры, позволяя им тем самым получать воздействие света и дополнительную святость Всевышнего, подобно пище, которая добавляет силы телу.
В этом и заключается суть стиха (Притчи 9:5): «идите, ешьте хлеб мой», который Мудрецы толковали как говорящий об изучении Торы, — «Мой хлеб» в прямом смысле слова, как будто бы хлеб Всевышнего. В этом и состоит смысл высказывания Зоара (Ваикра, 7): «Израиль питает их Небесного Отца».
И в Зоаре, глава Балак (202): «ибо от него ты будешь есть» (Дварим 20:19)… та крепкая скала… тот праведник как бы питает мир и дает ему пищу, и поэтому «ибо от него ты будешь есть», и нет пищи в этом мире, кроме как от него».
И так сказал магид Бейт Йосефу (Магид Мешарим, гл. Бешалах) о манне, что все создания нуждаются в пище, и даже сфирот, эманированные от Б-га, нуждаются, если так можно выразиться, в «пище». Их пища — Тора и добрые дела, которые делают внизу.
И в Рая Меэмна, 121: «Свят Израиль Г-споду, начаток урожая Его…» (Ирмияу 2:3). Израиль назван великим и сильным Древом, и пища для всех — в нем; в нем — Тора, которая есть пища Наверху. В нем — молитва, которая есть пища внизу. И даже у ангелов нет пищи, кроме как через Израиль. Если бы евреи не занимались Торой, не нисходила бы им (ангелам) пища со стороны Торы, уподобленной древу. Об этом и сказано «древо жизни она (Тора) для держащихся ее…»
В последующих главах автор объясняет, что служение человека в Торе и заповедях, а в особенности в молитве, подобно пище для духовных миров. Когда человек ест пищу, это никак не затрагивает, но тем не менее пребывание души в теле обусловлено пищей, и если человек не будет есть — душа покинет его. Так и наше служение — хотя оно никак не затрагивает Самого Творца, оно приводит к соединению Света Бесконечного (Его неограниченной воли) с мирами.
Человек обладает подобной силой именно потому, что он сотворен по «подобию Б-га», он чем-то подобен Свету Бесконечного, который есть внутреннее наполнение миров. Ведь душа человека распространяется в его теле подобно тому, как Свет Всевышнего распространяется в мирах. Это подобие не буквально, ведь невозможно говорить о настоящем подобии между сотворенным и Творцом. Подобие только в том, что и человек, и духовные миры, получают свою жизненную силу от кого-то несравненно более духовного и высокого, чем они, распространяющегося в них. И если бы мы не видели, мы бы не могли поверить, что возможно такое соединение между душой и телом, между Светом Бесконечного и мирами. Но подобие на этом и заканчивается. Поэтому автор всегда говорит о «соединении» и «распространении» Света Бесконечного в творении, но не о «пребывании», ведь пребывание может быть в случае подобия двух объектов.
[1] Духовные миры упорядочены по схеме человека, поэтому все миры, вместе взятые, называются «Большой Человек».
[2] Это относится и к самой душе человека, как сказали Мудрецы о стихе «Нет лучшего человеку, чем есть и пить…» (Коэлет 2:24) . «Еда и питье, о которых идет речь в этом свитке, символизируют Тору и добрые дела». И также о стихе (Йешаяу 3:10) «Скажите праведнику, ибо благо, ибо плод их деяний будут есть». И то же в обратную сторону, как написано (о злодеях): «…и будут есть от плодов своего пути» (Притчи 1:31). И в Зоаре: «души питаются словами Торы, ибо это их хлеб…»
В этом суть «стола праведников», который накроют в Грядущем мире, как сказал царь Давид (Псалмы 23:5): «накрой передо мной стол…» и в этом смысл слов «идите, ешьте хлеб мой».
[3] Подобно тому, как есть виды пищи, дающие только базисное поддержание организма, а есть — добавляющие ему силу и здоровье, и человек старается прибавить себе сил, и не удовлетворяется минимальной диетой для выживания; так же — «душа не наполнится» минимальным количеством Торы и добрых дел, и вся цель человека — приумножить Тору и заповеди, так что добавочная святость и благословение низойдут в высшие и низшие миры, больше чем базовая линия, которую предначертал Творец во время творения. Как объясняется в Эц Хаим, что все наше служение — притянуть расширенный «окружающий свет» (макифин), больший чем мера «линии» (кав) прямого света, который Всевышний протянул во время творения для необходимого существования и жизни миров.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.