Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказал рабби Иеошуа бен Хананья: Бедняк дает больше богачу (принимая милостыню), чем богач бедняку (давая ее).»Ваикра Рабба 34:11
Как соединение души с телом дает жизненность телу, так и соединение Бога с мирами поддерживает жизнь в этих мирах

И подобно тому, как еда и питье необходимы для поддержания связи души человека и его тела, а в их отсутствие душа отделится и уйдет из тела, так соединение самости Всевышнего с мирами, которые и есть тайна «Большого Человека»[1], соединение, необходимое для поддержания их существования — поставлено в зависимость Божественной Волей от занятия Торой, от исполнения заповедей и от молитвенного служения избранного народа. А без них Всевышний устранил бы Свою самость от миров и они мгновенно возвратились бы в небытие.

Поэтому и сказали Мудрецы (Таанит 3): «Что означает написанное (Захария 2:10): “…ибо, подобно четырем сторонам света, рассеял Я вас…”? Как невозможно миру без сторон, так невозможно миру без Израиля». Об этом же идет речь в Мидраше: «Благослови, душа моя, Г-спода…» (Псалмы 104). Что имел в виду Давид, прославляя Всевышнего своей душой? (Мидраш приводит несколько сравнений между связью души и тела, и связью Б-га с миром, в частности следующее: как душа не ест в теле, так перед Всевышним нет еды (и потому душа, которая не ест, должна прославить Б-га, Который не ест; и вместе с тем, нахождение души в теле обусловлено едой, так и «присутствие» Б-га в мире обусловлено служением). В таком же духе сказали в Мидраш Теилим: «Как душа не ест и не пьет, так Всевышний не ест и не пьет…»

Упоминая «еду и питье» более чем другие телесные удовольствия, Мудрецы хотели сообщить нам следующее. Хотя сама душа не ест и не пьет, вместе с тем, само соединение души с телом как одно целое, и существование человека на протяжении отмеренной ему жизни, зависит от пищи и питья тела. Подобным же образом, несмотря на то, что на самость Единого Бесконечного наши заповеди, Тора и служение не оказывают никакого воздействия, и никак Его не волнуют, о чем и сказано «Всевышний не ест и не пьет», — тем не менее, постановила Его воля, чтобы само Его соединение с духовными мирами, построенными по схеме человеческого тела со всеми его деталями, включая органы пищеварения, зависело от добрых деяний святого народа, которые и есть «пища» миров[2]. Она дает мирам энергию и силу существования[3] и прибавляет святости и света через соединение Всевышнего с ними, в соответствии с Высшей волей. Все зависит от уровня деяний избранного народа, которые исправляют и объединяют миры, позволяя им тем самым получать воздействие света и дополнительную святость Всевышнего, подобно пище, которая добавляет силы телу.

В этом и заключается суть стиха (Притчи 9:5): «идите, ешьте хлеб мой», который Мудрецы толковали как говорящий об изучении Торы, — «Мой хлеб» в прямом смысле слова, как будто бы хлеб Всевышнего. В этом и состоит смысл высказывания Зоара (Ваикра, 7): «Израиль питает их Небесного Отца».

И в Зоаре, глава Балак (202): «ибо от него ты будешь есть» (Дварим 20:19)… та крепкая скала… тот праведник как бы питает мир и дает ему пищу, и поэтому «ибо от него ты будешь есть», и нет пищи в этом мире, кроме как от него».

И так сказал магид Бейт Йосефу (Магид Мешарим, гл. Бешалах) о манне, что все создания нуждаются в пище, и даже сфирот, эманированные от Б-га, нуждаются, если так можно выразиться, в «пище». Их пища — Тора и добрые дела, которые делают внизу.

И в Рая Меэмна, 121: «Свят Израиль Г-споду, начаток урожая Его…» (Ирмияу 2:3). Израиль назван великим и сильным Древом, и пища для всех — в нем; в нем — Тора, которая есть пища Наверху. В нем — молитва, которая есть пища внизу. И даже у ангелов нет пищи, кроме как через Израиль. Если бы евреи не занимались Торой, не нисходила бы им (ангелам) пища со стороны Торы, уподобленной древу. Об этом и сказано «древо жизни она (Тора) для держащихся ее…»

Комментарий

В последующих главах автор объясняет, что служение человека в Торе и заповедях, а в особенности в молитве, подобно пище для духовных миров. Когда человек ест пищу, это никак не затрагивает, но тем не менее пребывание души в теле обусловлено пищей, и если человек не будет есть — душа покинет его. Так и наше служение — хотя оно никак не затрагивает Самого Творца, оно приводит к соединению Света Бесконечного (Его неограниченной воли) с мирами.

Человек обладает подобной силой именно потому, что он сотворен по «подобию Б-га», он чем-то подобен Свету Бесконечного, который есть внутреннее наполнение миров. Ведь душа человека распространяется в его теле подобно тому, как Свет Всевышнего распространяется в мирах. Это подобие не буквально, ведь невозможно говорить о настоящем подобии между сотворенным и Творцом. Подобие только в том, что и человек, и духовные миры, получают свою жизненную силу от кого-то несравненно более духовного и высокого, чем они, распространяющегося в них. И если бы мы не видели, мы бы не могли поверить, что возможно такое соединение между душой и телом, между Светом Бесконечного и мирами. Но подобие на этом и заканчивается. Поэтому автор всегда говорит о «соединении» и «распространении» Света Бесконечного в творении, но не о «пребывании», ведь пребывание может быть в случае подобия двух объектов.


[1] Духовные миры упорядочены по схеме человека, поэтому все миры, вместе взятые, называются «Большой Человек».

[2] Это относится и к самой душе человека, как сказали Мудрецы о стихе «Нет лучшего человеку, чем есть и пить…» (Коэлет 2:24) . «Еда и питье, о которых идет речь в этом свитке, символизируют Тору и добрые дела». И также о стихе (Йешаяу 3:10) «Скажите праведнику, ибо благо, ибо плод их деяний будут есть». И то же в обратную сторону, как написано (о злодеях): «…и будут есть от плодов своего пути» (Притчи 1:31). И в Зоаре: «души питаются словами Торы, ибо это их хлеб…»
В этом суть «стола праведников», который накроют в Грядущем мире, как сказал царь Давид (Псалмы 23:5): «накрой передо мной стол…» и в этом смысл слов «идите, ешьте хлеб мой».

[3] Подобно тому, как есть виды пищи, дающие только базисное поддержание организма, а есть — добавляющие ему силу и здоровье, и человек старается прибавить себе сил, и не удовлетворяется минимальной диетой для выживания; так же — «душа не наполнится» минимальным количеством Торы и добрых дел, и вся цель человека — приумножить Тору и заповеди, так что добавочная святость и благословение низойдут в высшие и низшие миры, больше чем базовая линия, которую предначертал Творец во время творения. Как объясняется в Эц Хаим, что все наше служение — притянуть расширенный «окружающий свет» (макифин), больший чем мера «линии» (кав) прямого света, который Всевышний протянул во время творения для необходимого существования и жизни миров.

 


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»