Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аризаль, Зоар, Цфат, Каббала, Рав Александр Кац, Раби Хаим Виталь
Раби Хаим бар Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620/ гг.) — один из величайших кабалистов всех поколений.
Родился в г. Цфате. За два года до его рождения его родители переселились в Землю Израиля из итальянской провинции Калабрия.
Изучал законы Торы у р. Моше Альшейха и получил от него смиху (раввинское посвящение). Его первым наставником кабалы был р. Моше Кордоверо. Когда в 5330 /1570/ году в Цфат прибыл великий кабалист р. Ицхак Лурия (Аризаль), р. Хаим Виталь стал его верным учеником и ближайшим последователем. Аризаль разрешил записывать свои уроки только ему, потому что лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Только ему Аризаль передал свои обширные познания в практической кабале. Интенсивное духовное общение продолжалось в течение года и девяти месяцев — пятого ава 5332 /1572/ года Аризаль завершил свой земной путь.
Рассказывается, что со смертью Аризаля связь не прервалась: почти каждую ночь он приходил к р. Хаиму Виталю во сне — в течение двадцати лет. Затем стал являться раз в месяц, потом — раз в три месяца. И каждый раз наставник обучал ученика сокровеннейшим тайнам Торы.
После смерти наставника р. Хаим Виталь сменил его во главе цфатского кружка кабалистов. Наиболее выдающимся из его учеников этого периода был р. Шмуэль Ди Озейда, автор книги Мидраш Шмуэль.
В период с 5336 /1576/ р. Хаим Виталь попеременно жил то в Египте, в местах, где учился Аризаль, то на Земле Израипя, преимущественно в Иерусалиме: в раввинском суде святого города он был одним из даянов (судей). Повсюду к нему — как к чудотворцу и праведнику — обращались люди за излечением и за разрешением житейских проблем.
Последние полвека своего земного пути р. Хаим Виталь посвятил обработке и систематизации записей, сделанных им при жизни учителя. Сокровенные знания, полученные от Аризаля, он изложил в двух объемных книгах: Эц ахаим (Древо жизни) и Эц адаат (Древо познания).
Начиная с 5354 /1594/ года, р. Хаим Виталь жил в Дамаске. Здесь он и умер в 5380 /1620/ году, завещав похоронить вместе с ним все его рукописи, содержавшие великие тайны Торы, — и его воля была исполнена.
Однако значительную часть его сочинений ученикам удалось скопировать еще при его жизни — в период болезни, когда он лежал без сознания. В дальнейшем эти копии находились в руках его сына р. Шмуэля Виталя, а затем — у учеников последующих поколений.
Предание сообщает, что через несколько лет после смерти р. Хаима Виталя два выдающихся кабалиста р. Авраам Азулай и р. Яаков Цемах вступили с ним в астральный контакт и, получив разрешение, проникли в его гробницу в Дамаске. Они извлекли его рукописи, которые впоследствии были изданы под названием Маадура батра (Последнее издание) — в качестве приложения к книге Эц ахаим.
Семь томов книги Эц ахаим были впервые изданы лишь полтора столетия тому назад — в Иерусалиме. Вторая же книга, Эц адаат, считается сегодня утерянной — во всяком случае, она недоступна для изучения.
Учение Аризаля запечатлено и в других книгах р. Хаима Виталя, среди которых особенно выделяются Шаарей кдуша (Врата святости) и Сефер акаванот (Книга молитвенной медитации). Комментарии р. Хаима Виталя к Танаху собраны в книге Ликутей Тора, а толкования талмудических преданий — в книге Ликутей Шас.
Наряду с книгой р. Шимона бар Йохая Зоар (Сияние), книги р. Хаима Виталя стали основополагающими трудами кабалы и наметили пути ее изучения для всех последующих поколений.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Могила р. Хаима Виталя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»