Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Суть всех четырех Врат книги Нефеш аХаим — отношение между человеком и Творцом. В каждом из Врат обсуждается отдельный аспект отношения к Творцу. Кроме того, в практике каждого из аспектов есть свои опасности, и автор объясняет в каждых Вратах, чего следует остерегаться.
В Первых Вратах автор объясняет отношение человека к Творцу в исполнении Его заповедей. Человек сотворен по «образу Б-га». Смысл этой концепции — что все миры, от самого высшего и до нашего материального, дали часть своих сил для построения человека, чтобы человек этими силами исполнял свое служение в нашем мире.
Реальность человека достигает самого высшего мира. Поэтому в своем служении он стоит параллельно высшим мирам, и своим выбором производит самые высокие вещи, влияющие на все миры. Когда человек исполняет заповедь, он пробуждает высшие силы, соответствующие данной заповеди, и тем самым он протягивает и на себя святость из высшего места.
Опасность, связанная с данным образом служения, заключается в том, что можно подумать: поскольку человек столь велик, он может действовать в мире и притягивать в него святость не через Тору и заповеди. Но это неверно. После дарования Торы снисхождение святости в мир происходит только через Тору и заповеди.
* * *
Во второй части Первых врат объясняется, что безмерное величие человека — основа процесса раскаяния. Поскольку корень души человека столь высок, его грехи не могут повредить корень души, и даже после греха в его силах протянуть новый свет святости и очистить себя от зла.
Во Вторых Вратах автор объясняет, что человек подобен не только высшим мирам и высшей Колеснице, но его душа в чем-то подобна Самому Всевышнему. Как Всевышний возвышается над всеми высшими мирами, и он соединяется и пребывает в них, чтобы управлять ими и давать им жизнь, так душа человека находится над телом, и она соединяется с телом, чтобы давать ему жизнь и управлять им.
В этом величие человека проявляется еще больше, чем в Первых Вратах. Человек не только параллелен всем высшим мирам и управляет ими своим служением, но и в каком-то смысле подобен Всевышнему. Своим служением он может способствовать тому, чтобы Всевышний присоединился к мирам и воздействовал на них большей святостью. Это и называется «подобие Б-га», о котором говорится в стихе Торы «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».
* * *
В Третьих Вратах объясняется, что в определенном аспекте весь мир аннулируется по отношению к Всевышнему, как будто — с Его точки зрения — мир вообще не существует. При чтении первой фразы Шма Исраэль, на слове эхад (Один), следует иметь в виду и эту концепцию.
Здесь также есть опасность: если размышлять об этом слишком много, можно потерять все исполнение Торы.
* * *
Четвертые Врата посвящены величию изучения Торы. В них говорится, что в изучении Торы ради нее самой человек находится вне мира, он как будто стоит рядом с Творцом и влечет существование и жизнь миру. Исправления миров, которые человек производит молитвой и заповедями — это нечно подобное награде: человек исполняет волю Творца, и Он дает ему воздаяние. Но жизненная сила, приходящая в мир вследствие изучения Торы, не есть награда за учение, она — реальность того, что занятие Торой дает миру жизнь.
Написано: «И сотворил Бог человека, по образу и подобию Своему сотворил его» (Берешит, 1:27). И написано «ибо по образу Бога создал Он человека» (Берешит, 9:6).
Конечно, глубина понятия «образ» относится к тем вещам, которые затрагивают высшие основы Мироздания. Это включает в себе большинство сокровенных тайн Зоара[1].
Однако здесь мы поговорим о слове «образ», в соответствии с путем, который нам указывают мудрецы древности, ранние комментаторы простого смысла стиха «Сделаем человека по Нашему образу, как подобие Наше».
Слова «образ» и «подобие» здесь невозможно понимать буквально[2]. Ведь прямо сказано: «Кого вы Ему уподобите»? (Ишаяу, 40:18).
Поэтому «подобие» надо понимать как сходство в чём-то определенном. Как сказано (Псалмы 102:7): «Я уподобился пеликану в пустыне». Автор не имел в виду, что у него выросли крылья и клюв. И не стал он выглядеть как пеликан. Он лишь хотел сказать, что стал похож на пеликана своим скитанием и одиночеством, как эта птица, обитающая в безлюдных местах и все время перелетающая с места на место.
Подобно этому следует понимать и «образ». И понятия «подобие» и «образ» в каком-то смысле похожи[3] в своем значении.
Понятие подобия человека Всевышнему, о котором идет речь в стихе «сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему» — основопологающе. Оно включает в себя большую часть тайн Зоара, все Первые Врата посвящены его объяснению, и остальные врата книги также на нем основаны. Поскольку упомянуты два слова, речь идет о двух аспектах. «Образ» означает уподобление человека Творцу своими деяниями. Посредством исполнения заповедей человек становится «компаньоном» Всевышнего в управлении миром. А «подобие» указывает на то, что душа человека в чем-то подобна Всевышнему.
На этих двух аспектах и основаны двое первых Врат книги. Смысл сотворения человека «по образу и подобию» Творца — в том, что все мироздание и даже, аллегорически выражаясь, Сам Творец как бы дали часть себя в человека при его сотворении. Тем самым человек стал управителем мироздания, ибо тот факт, что он включает в себя все его детали, позволяет ему управлять всем миром и исправлять его.
В Иерусалимском Талмуде сказано, что «Всевышний выполняет все заповеди». Это означает, что высшие миры, ответственные за управление миром, упорядочены по схеме, параллельной 613 заповедям Торы. И когда человек исполняет некую заповедь, он воздействует корень этой заповеди в высших мирах, пробуждает его и добавляет святости в тот мир. Все это и объясняется подробно в Первых Вратах.
Но понятие «подобие» еще более возвышенно. Оно выражает тот факт, что душа человека в чем-то подобна Самому Творцу. Душа соотносится с телом так, как Творец соотносится с сотворенным мирозданием. Это подобие позволяет связь с Творцом мира до полной самоаннуляции по отношению к Нему, ведь поскольку у человека есть отношение к уровню выше своей реальностью посредством души, в его силах подниматься еще и еще, вернуть душу к своему источнику и полностью самоаннулироваться в этих высших мирах. Этой самоаннуляцией человек затрагивает точку, высшую над всеми мирами, первичную точку творения, и влечет связь и распространение Всевышнего в мирах.
Основное служение, связанное с данной концепцией — в молитве, которая подобна жертвоприношениям. В ней человек отдает свою душу, приносит и аннулирует себя по отношению к Всевышнему.
[1] Сокровенная часть Торы изучает становление мироздания от Творца и Его раскрытие в каждом мире. Как мы увидим далее все миры, вместе взятые, схематически изображаются в форме человека. Поэтому объяснение концепции «образа и подобия» включает в себя большую часть вопросов сокровенной Торы, но не все вопросы, поскольку есть миры, которые из-за их возвышенности не включаются в схему формы человека.
[2] Буквальное значение слова дмут («подобие») — это копия какого-либо объекта, что невозможно по отношению к Творцу.
[3] Как «образ», так и «подобие» означают — «определенное сходство». Но поскольку в стихе упоминаются оба, это означает два различных аспекта сходства между человеком и Творцом.
Перевод: Пинхас Зидман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего