Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
В этом и заключается причина, почему ангелы, освящающие в вышних небесах, не произносят троекратное Освящение (Кдуша), пока мы не произнесем его внизу (см.выше в гл. 6, в примечании), хотя их святость выше, чем наша. Не то чтобы они выражали тем самым уважение Израилю, но дело в том, что у ангелов самих по себе нет силы и возможности отверзнуть уста и произнести освящение своему Создателю, пока не поднимется к ним голос освящения от Израиля снизу.
Ведь суть произнесения Освящения — в возвышении духовных миров и их связывании[1], каждый мир — с миром над ним, чтобы добавить им святости и блеска света. См. в Зоаре, Пекудей 247: «И эти (ангелы) с правой стороны говорят свою песнь, и поднимают желание вверх, и говорят “Свят”, и эти с левой стороны говорят песнь, и поднимают желание вверх, и говорят “Благословен”… и соединяются в святости со всеми теми, кто умеют освящать своего Господина в святости, и все они содержатся один в другом в одном единстве, и связываются один с другим, пока не станут все одной связкой и одним духом, и связываются с теми, сверху, становясь одним и включаясь один в другого».
См. в При Эц Хаим, гл 3, где объясняется смысл произнесения Кдуши (Освящения), — поднятие и взаимосвязывание высших миров, добавить им дополнительную святость и высший свет (и возможно, из этого происходит обычай Израиля приподниматься[2] на носках во время произнесения Освящения). А этого не может сделать сам не один ангел или серафим. Поэтому он не откроет уста, пока не поднимется дыхание слов Освящения из уст Израиля, собравшегося внизу. И если бы все евреи в мире, от одного конца мира до другого, не произносили бы Освящение, ангелы тоже вынуждены были замолчать и не произносить ее. Об этом и сказал пророк (Йехезкель 1:24): «Когда встанут они — ослабевают их крылья», имеется в виду, что когда Израиль внизу стоят молча, то само собой и крылья ангелов наверху ослабеют. Ведь в произнесении Освящения задействованы и крылья ангелов, как сказали Мудрецы (Хагига 13): «Один стих говорит… какой из (крыльев) уменьшается? Сказал раби Хананель от имени Рава: те, которыми говорят песнь…»
Поэтому среди множества высших Воинств есть различные группы. Одна говорит «Свят», и это Серафимы, как сказано в Йешая 6: «Серафимы стоят над Ним… взывают один к другому и говорят: Свят, Свят, Свят Господь Воинств, вся земля полна славы Его». А другая группа напротив них восхваляют и говорят «Благословен»… Как установили мужи Великого Собрания в молитвеннике, в благословении Йоцер Ор, что каждая группа ангелов благословляет в соответствии со своим источником и корнем в мирах.
Но Израиль, собравшиеся внизу, говорят и «Свят», и «Благословен», поскольку они включают все источники и корни вместе.
В этом и суть произнесения Перек Шира[3], о чем сказали Мудрецы: «Каждый, кто произносит Перек Шира каждый день, непременно имеет долю в Грядущем мире». Ведь посредством его произнесения — а он включает в себя все духовные силы — человек дает силу ангелам и властителям всех упомянутых в нем созданий, чтобы они могли сказать все эти песни, и тем самым они привлекают свою жизненную силу, чтобы воздействовать на всех обитателей нижнего мира. См. об этом Ликутей Тора.
[1] В действии Кдуши есть два этапа. Сначала связывают каждый мир с миром над ним, и тем самым после того добавляют света в нижний мир.
[2] Суть Кдуши — подняться вверх, но не для того, чтобы остаться там, а чтобы спустить и протянуть святость в мир, где мы находимся.
[3] Сборник различных стихов из Писания, в основном из книги Псалмов, которые как бы говорят различные создания, восхваляя Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»