Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
В соответствии с данной концепцией можно объяснить различные мнения величайших раввинов раннего средневековья по поводу вопроса — кто более велик, человек или ангел? И каждый приводит доказательства из прямого текста Писания. А наш подход поможет объяснить, что на самом деле оба мнения — «слова Бога живого», но речь идет о различных аспектах.
Ведь несомненно, что ангел более велик по сравнению с человеком, как по самой своей сути[1], так и по своей святости и невероятном постижении. Они совершенно несравнимы, как написано в Зоар Хадаш, Берешит: «Постижение ангелов есть великое постижение, что не так ниже их, второе постижение… а третье постижение — это нижняя ступень, основанная на прахе[2]… и это постижение людей».
Там же: «Ангелы, близкие (к Богу) получают сначала воздействие (постижения) Свыше, а от них спускается к Небесам и всему воинству их, а от них — к человеку». И в Зоар Трума: «Высшие ангелы — они святее нас».
Но в одной вещи у человека есть великое преимущество перед ангелами. Это поднятие и связывание миров, сил и светов один с другим, что не в силах произвести никакой ангел.
И это по причине того, что ангел есть, собственно, одна уникальная сила[3], которая не включает в себя все миры вместе.
(И так написано в Эц Хаим, что ангел есть лишь частный аспект того мира, в котором он стоит, а душа человека, с ее тремя частями Нефеш, Руах, Нешама, собрана из всех миров). Поэтому у ангела нет силы и возможности поднять, связать и объединить какой-либо мир с более высшим миром, поскольку он не составлен из них и не является их общим местом[4]. И даже возвышение самого ангела до своей ступени, чтобы связаться с более высоким миром, не зависит от него самого. Поэтому ангелы называются «стоящими», как написано (Йешайя 6): «Серафимы стоят над Ним», «и дам Я тебе ходить между этих стоящих» (Захария 3). И только человек возвышает, связывает и объединяет[5] миры и света силой своих деяний, поскольку он состоит из всех их И тогда и ангел также постигает возвышение и дополнительную святость, которая приходит в силу деяния человека, поскольку он также включен в человека.
И также три аспекта Нефеш, Руах, Нешама самой души человека — не дана им эта сила возвышения и связывания миров и себя, пока они не спустятся в наш мир действия в теле человека, как написано (Берешит 2:7): «и вдохнул в ноздри его душу жизни», в тело человека, и тогда «стал человек душою живою» всех миров, как мы объясняли в гл.4.
В этим также и суть видения лестницы Яакова. См. Рая Меэмна, Нассо 123: «и вдохнул в ноздри его душу жизни», о чем сказано «и увидел в сне, и вот — лестница» (Берешит 25:12), лестница, несомненно, есть душа жизни[6]…» См. далее в гл.19. И посредством этой лестницы/души «ангелы Божьи поднимаются и спускаются по ней», другими словами — они поднимаются и спускаются посредством души жизни человека, которая «опирается на землю», то есть ее нижняя грань облачается в тело человека.
Комментарий
В нашей главе объясняется, что задача человека — связывать наш мир, мир действия, с мирами над ним, а это возможно только потому, что всякий объект в нашем мире параллелен высшим мирам и связан с ними. А выше (гл.5) сказано, что внешняя часть каждого мира есть внутренняя часть мира под ним. Поэтому у каждого объекта в нашем мире есть пласт, относящийся к высшим мирам. Снаружи он выглядит определенным образом, а в его глубинном пласте он раскрывается более высоким образом. Но внутреннее и внешнее связано одно с другим, и они в сущности одно и то же. Это похоже на ступени лестницы, где каждая ступень подобна другой, но находится выше ее. Ибо внутреннее полнотью подобно внешнему, но выше него.
Здесь можно объяснить понятие «сокровенная, внутренняя Тора». Многие считают, что сокровенная часть Торы занимается проблемами, которые не обсуждаются в открытой части, и наоборот. Но это неверно. Ведь тогда нельзя было бы сказать, что сокровенная часть — более внутренняя по сравнению с раскрытой. Выражение «сокровенная часть Торы» указывает на то, что у каждого вопроса есть внешний раскрытый слой, и внутренний скрыты, а содержание обоих одно, но чем больше человек углубляется, тем глубже и объемнее он воспринимает вопрос. Человек, имеющий отношение к сокровенному, способен говорить о нем простым языком, не показывая, что это внутреннее, поскольку он в сущности говорит о том же самом предмете. Поэтому из того, как человек говорит о сокровенной Торе, можно понять, имеет ли он к ней отношение на самом деле.
[1] Сама реальность ангела несравнимо более велика, чем реальность человека, как объясняется ниже.
[2] Постижение человека, хотя оно проистекает из корня его души, который выше всего в духовных мирах, основано на «прахе». Это означает, что даже самые высокие постижения человек постигает с помощью воображения.
[3] Все сотворенное в мире, кроме человека, даже самое великое, — оно в точности такое, какое есть. И только в человеке присутствует всеобъемлющность, и он больше себя самого. См. выше, в конце пятой главы.
[4] Чтобы связать низший мир с высшим, нужно иметь отношение к высшему миру.
[5] В этом и заключается служение человека, поднимать реальность на более высокую ступень.
[6] Душа уподоблена лестнице, поскольку в ней есть различные уровни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»