Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Почему же Нефеш, Руах и Нешама (аспекты души человека) не способны связывать миры, пока не спустятся вниз в тело человека, как мы писали в гл.10?
Причина в том, что для исправления мира Асия[1] («действие») они вынуждены были облачиться в тело, в мир действия[2]. Мы находим несколько стихов Писания, которые говорят о трех этих аспектах.
Относительно влияния действий на высшие сферы сказал царь Давид: «Создающий вместе их [людей] сердца, понимающий [все, что относится] к их действиям». То есть, что Создатель знает и понимает, докуда доходят их действия и затрагивают исправления миров, или наоборот разрушения.
И также Коэлет сказал (12:14): «Ибо каждое действие Бога приведет на суд, со всем скрытым…», а не сказано «Бог приведет на суд каждое действие». Дело в том, что слово Бог (Элоким) означает «обладатель всех сил», Всесильный. И когда человек предстанет перед Его судом, будет рассматриваться не его действие отдельно, как оно есть, но в расчет будет взято также все то, что он повлек своими действиями, в лучшую или в худшую сторону, во всех духовных силах и мирах. Об этом и сказано «действие Бога».
И сказано «каждое действие», а не «за каждое действие». Суть в том, что, как сказано в Иов (34:11), «Ибо деяние человека заплатит ему». Мы объяснили выше (гл.6, в примечании), что с того момента, как в чистой мысли человека появляется задумка исполнить заповедь, немедленно производится запись наверху, в его высшем корне, построить и насадить множество миров и высших сил, как написано (Йешаяу 51:16): «И возложу слова Мои в твои уста… насаждать небеса и основывать землю…»[3]. И тогда непременно пробуждается и притягивается к человеку «окружающий свет» от высшей святости, и он помогает ему завершить заповедь. А после завершения заповеди, эта святость и свет восходят и возвращаются к его корню.
В этом и состоит суть награды в Грядущем мире, она — сами действия человека. После отделения его души от тела, он поднимается, чтобы наслаждаться и насыщать свою душу блеском светов, духовных сил и святых миров, которые прибавились и умножились вследствие его добрых дел.
Об этом и сказали Мудрецы (Санедрин 90:1): «У всего Израиля есть доля к Грядущему миру», а не сказали «в Грядущем мире», что означало бы, что Грядущий мир — это нечто уже готовая с момента Творения, некая отдельная вещь, и если человек будет праведен, то ему дадут в награду его часть. Но на самом деле, Грядущий мир есть дело рук самого человека, который расширил и добавил и установил часть для себя своими деяниями. И потому сказано «у всего Израиля» есть, у каждого часть святости и светов и блеска, которые исправил и добавил в Грядущем мире своими добрыми деяниями (см. прим.). И так же и наказание в Геиноме — его суть в том, что сам грех и является его наказанием, как написано: «Нечестивый будет уловлен своими собственными беззакониями, и узы греха его держат его» (Притчи 5:22); «Твое же зло будет мучить тебя» (Ирмияу 2:19). Как объяснялось, когда человек нарушает одну из заповедей Всевышнего, ущерб и разрушение немедленно записывается наверху, в его корне. И в соответствии с этим, он устанавливает и усиливает силы и воинства нечистоты и оболочек, сохрани Бог. И оттуда притягивает и на себя «дух нечистоты», который обвивает его в момент акта греха, а после деяния этот дух нечистоты поднимается на свое место и человек еще при жизни находится в аду, который окружает его в момент произведения греха, но только он еще не чувствует его до смерти, а потом он попадает в сеть, которую сам приготовил — к силам нечистоты и ущерба, которые сотворились его деяниями.
Об этом и сказали Мудрецы (Эрувин 19): «Злодеи углубляют себе Геином», то есть — они сами углубляют для себя ад, и расширяют его, и разжигают его своими грехами, как написано (Йешаяу 50:11): «Вот все вы, возжигающие огонь, поддерживающие искры, — идите в пламень огня вашего и в искры, которые разжигали вы! От руки Моей суждено вам это…»
Поэтому когда мужи Великого Собрания временно «взяли в плен» Злое Начало, Геином тоже погас сам себе, как написано в Зоаре (Трума, 150): «Подобно тому, как злодеи греются огнем Злого Начала… с каждым подогревом… так разжигается огонь Геинома. Один раз не находилось Злое Начало в мире… и все это время был потушен огонь Геинома и не возгорался никак. Вернулось Злое Начало на свое место, и злодеи мира стали греться им, — огонь Геинома стал возгораться, ведь Геином возгорается только жаром силы Злого Начала злодеев».
Об этом и говорит Писание (Иов 34:11): «Ибо деяние человека заплатит ему», что само деяние, хорошее или плохое, оно само и есть его плата. Это и сказали в Пиркей Авот (4:2): «Награда за заповедь — заповедь, а награда за грех — грех». Об этом и написано (Коэлет 12:14): «Ибо каждое дело Б-г приведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь то плохое». Имеется в виду, что само дело стоит и записывается, как оно есть, в соответствии с тем, что мы объяснили выше.
И поэтому сказали Мудрецы (Бава Кама 50 и в других местах): «Каждый, кто говорит, что Всевышний уступчив — уступится его жизнь[4]». На первый взгляд, это странно, ведь даже человек, если он благочестив, уступает другим?!
Но дело в том, как мы уже писали выше, что Всевышний не наказывает и не мстит, но «грешников преследует зло» (Притчи 13:21), то есть сам грех и есть его наказание.
Ибо с момента творения Всевышний установил все порядки управления мирами так, что они будут зависеть от действий человека, в позитивную или негативную сторону, и все деяния человека записываются сами собой, каждое — в своем источнике и корне. И он вынужден получить свой приговор от этих сил нечистоты, которые он усилил своими действиями, в зависимости от сути и значения ущерба. И тем самым сам по себе исправится ущерб миров и его души. Или же силой раскаяния, которое достигает его высшего корня, мира раскаяния[5], мира полностью светлого и свободного, и оттуда эманируется и спускается дополнительная высшая святость и светлого света, дабы прикончить и уничтожить всю нечистоту[6] и исправить все миры, как было ранее, и еще с добавочным новым светом[7] из мира раскаяния, который является на них.
И поэтому, никакая уступчивость здесь не возможна, и об этом сказали в Авот (2:1): «Все твои действия в книгу записываются», то есть сами по себе записываются и оказывают воздействие в высших мирах.
Однако «качество блага больше чем качество возмездия»[8] с большой разницей и преимуществом. Ведь тонкие свечения и дополнительная святость, которые добавились от добрых деяний человека — вечны и существуют навеки, и душа его наслаждается ими вечно. А силы нечистоты и ущерба, которые сотворены и преумножены грехами человека, после того как он получит все отмеренное ему наказание, — умирают и заканчиваются сами по себе. Ведь сущность их жизненности идет только от ущерба греха[9] и разрушения, которые человек повлек в святых мирах и силах, откуда приходит к ним воздействие жизненности и малые искры света, через кривые каналы. И когда человек получит свой приговор через них[10], — «сила проглотит и выплюнет его» (Иов 20:15), и их жизненность сама прекратится, и они закончатся сами собой. Поэтому Геином (ад) называется «пиявкой»: как пиявка высасывает плохую кровь и от этого сразу умирает, так и ад.
В нашей главе обсуждается, в частности, тема Ган Эдена (рая) и Геинома (ада). Эденский Сад — творение очень высокого порядка, он является корнем всякого воздействия святости, приходящего в мир. Поэтому он называется Олам аБа, Грядущий мир — посколько грядет (приходит) все время. Ган Эден — духовное пространство, и тот факт, что Адам находился в Ган Эдене телом, означает, что его тело было на уровне, который сейчас для нас является духовностью. После грехопадения тело и душа Адама спустились на уровень ниже, и поэтому он уже не мог находиться в Ган Эдене со своим телом. Служение человека — расширить Ган Эден, и тем самым у него появляется часть в нем. Поэтому автор не говорит, что человек создает Грядущий мир, но — «увеличивает, добавляет и устанавливает часть для себя. Если бы уровень Ган Эдена не был сотворен изначально, человек был бы не в состоянии удостоиться его своим служением. Даже те, кто не имеет доли в Грядущем мире, попадают туда, но у них нет своей доли, поскольку не расширили и не установили там ничего, и они вынуждены находиться в “общественном пространстве”.
Далее автор затрагивает тему раскаяния. Мир раскаяния столь высок, что зло и грех не достигают его, и потому когда человек поднимается туда, у него есть возможность построить себя заново. Но поскольку есть высоты, до которых зло не доходит, иногда Всевышний даже без раскаяния рассматривает человека в таком высоком контексте, где грех не заметен, и не судит его по его недостойным деяниям. В этом суть стиха “…Я помилую того, кого помилую” и 13 качеств милосердия.
Мудрецы обсуждают, кто предпочтительнее — раскаявшийся грешник или совершенный праведник. Достоинство совершенного праведника в том, что он стоит в месте, где есть возможность греха, и не соблазняется им, выдерживая испытание. Это очень высокая ступень, но в тот момент, когда хоть немного заходят в сферу зла, она полностью теряется. С другой стороны, достоинство раскаявшегося грешника в том, что через раскаяние он поднимается на место, которого грех вообще не может затронуть. Здесь из слов автора можно понять, что раскаявшийся грешник более велик, чем праведник, поскольку мир раскаяния выше мира остальных заповедей. Однако это не означает, что в общем смысле тот, кто согрешил и раскаялся, выше того, кто никогда не грешил. Лишь в определенном смысле и в определенном аспекте раскаявшийся предпочтительнее праведника.
[1] Автор начал с “связывать миры”, а закончил “исправить мир Асия”. Исправление мира заключается в том, что высший мир заметен и отражается в нижнем, и они связаны друг с другом.
[2] Человек пробуждает миры и добавляет в них святости посредством своих действий, речи и мыслей, соответствующих категориям Нефеш, Руах и Нешама, как объясняется в следующих трех главах. Но эти категории не способны воздействовать на миры, пока они не облачаются в тело.
[3] и как сказали Учителя: “ученики Мудрецов умножают мир в мире, как написано “и все сыны твои (Иерусалима) будут учениками Господа, и велик мир сыновей твоих”. Не читай “сыновей твоих” (банаих), а читай “строителей твоих” (бонайх)”. Мы объясняли это выше (в начале третьей главы).
[4] Когда Всевышний управляет миром по качеству Суда, наказание должно реализоваться. И уступчивость в простом смысле этого слова здесь невозможно, поскольку смысл понятия “уступить” — не взыскать то, что полагается, и нельзя представить, что Всевышний решит, что человеку полагается наказание, и затем “уступит”, не взыскав его. Кроме всего прочего, наказание — это исправление, и если его не реализовать, человек останется неисправленным. Но несомненно, есть другие виды управления (“качества Творца”), и более глубокие расчеты, чем управление награды и наказания, и в них Творец смотрит на человека с великой любовью, и решает, что ему вообще не полагается наказание.
[5] Основная суть раскаяния — не в том, чтобы принять на себя вести себя лучше с сегодняшнего дня. Нужно достигнуть “мира раскаяния”, как объясняется в конце Первых Врат. А оттуда уже можно построить себя заново и без наказания за грех.
[6] Можно истребить нечистоту двумя способами. Или получив наказание (см. примечание): когда приговор реализуется, зло самоуничтожается. Или же с помощью более высокой святости, проистекающей из места, куда зло не доходит, и когда она появляется, зло упраздняется.
[7] Грешник как бы “выигрывает”, получив добавочный новый свет после раскаяния. Как сказали Мудрецы — “на месте, где стоят раскаявшиеся, даже совершенные праведники не могут стоять”.
[8] Святость есть сущностная реальность, в отличие от нечистоты, суть которой — отсутствие. Святость получает жизненность от себя, а не от внешней силы, поскольку святость относится и связана с Творцом. Нечистота же получает жизненность не от себя, а от “тыльной части” святости, и она — “нереальность”.
[9] Жизненная сила зла приходит извне, а у самого по себе у него нет жизненности.
[10] Грех сам наказывает человека, сам грех и есть наказание за грех. Пока человек живет в этом мире, грех является источником наслаждения, будучи смешанным с силами человека, но после смерти зло стоит одно, и раскрывается его истинное лицо, оно и наказывает человека.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.